В Израиле уже в который раз пытаются разрешить один из самых масштабных наследственных споров века за архив Франца Кафки.
Сегодня юристы, представляющие интересы Израильской национальной библиотеки, вновь искали зацепки, которые помогли бы разрешить один из самых масштабных наследственных споров века: в лице библиотеки государство Израиль борется за архив Франца Кафки.
Причем борется с собственной гражданкой: рукописи знаменитого писателя принадлежат сейчас Еве Хоффе. Сама она имеет к Кафке весьма опосредованное отношение, являясь дочерью помощницы его друга. Тем не менее все предыдущие попытки отсудить у нее архив заканчивались ничем.
За нынешним разбирательством следит корреспондент НТВ Владислав Сорокин.
Он хранится
Макс Брод волю писателя не выполнил и рукописи опубликовал, таким образом открыв миру талант Кафки. Оригиналы же Брод оставил своей помощнице и, как уверяют современники, любовнице Эстер Хоффе. В этом месте истории появляются разночтения и как следствие разногласия.
Меир Хелер, адвокат Национальной библиотеки Израиля: «Эстер Хоффе, согласно завещанию Макса Брода, не просто получала право собственности над рукописями, но обязана была передать их в общественный архив. Но за 40 лет она так и не сделала этого. Получается, она не выполнила последнее желание Макса Брода».
Ури Цфат, адвокат Евы Хоффе, дочери Эстер Хоффе: «Эстер Хоффе была обязана отдать бумаги в архив только после своей смерти, а до этого она могла делать с ними все что угодно. Вот рукописи и были проданы или подарены. И теперь все, что пытается выяснить суд, это как документы перешли дочери Эстер Еве. Мать успела подарить их, и тогда они неприкосновенны, или они перешли по наследству, и тогда, конечно, Ева обязана передать их библиотеке».
Общественные интересы против частной собственности, гарвардские юристы против
Что содержится в рукописях Кафки, не знает никто кроме Евы Хоффе. Догадок много.
Предположения о цене вопроса отказываются делать самые опытные эксперты. В
Авиад Столлман, куратор коллекций иудаики Национальной библиотеки Израиля: «Новых новелл мы там, скорее всего, не найдем, может быть, какие то записи, которые делал Кафка. Намного более интересными наверняка окажутся записи самого Брода о его ближайшем друге. У Макса Брода была хорошая привычка записывать свои разговоры с Францем Кафкой».
В Национальной библиотеке уже рассказали о своих планах оцифровать архив Кафки и выложить в Интернет. Получится ли? Помощница Брода Эстер всю свою жизнь судилась с государством Израиль за право владеть рукописями, власти так и не смогли выиграть процесс. К моменту окончания нынешнего разбирательства архив Кафки, если даже частично он хранится у Евы Хоффе дома, может попросту истлеть.
Соседи Хоффе уверены: Ева держит дома огромное количество кошек, что говорит явно не в пользу сохранности литературного сокровища.
Читайте также
- В Румынии объявился наследник Дракулы
- Подробности скандального дела о многомиллиардном наследстве сегодня на НТВ
- Байден назвал решение МУС по Нетаньяху возмутительным
- Власти Швейцарии пообещали арестовать Нетаньяху при въезде в страну
- Офис Нетаньяху обвинил МУС в содействии терроризму
- МУС выдал ордер на арест Нетаньяху