«Ревизор» на все времена

14.09.2010, 18:29

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В театре «Буфф» готовят премьеру самой бессмертной комедии Гоголя.

Долгий путь к премьере. В театре «Буфф» сегодня прошла открытая генеральная репетиция «Ревизора». Зрителей на спектакль приглашают 16 сентября. Подготовка к спектаклю продолжалась около года — огромный срок для современных режиссеров.

Как правило, репетиции в театрах длятся не более двух-трех месяцев. Почему получилось так долго? Потому что постановка классическая, а значит, нужно тщательно следовать Гоголю. При этом артисты не стали отказываться от привычного жанра буффонады.

О новом спектакле — корреспондент НТВ Павел Рыжков.

В этом «Ревизоре» неожиданно соединились два сочинения Гоголя. Слова самой бессмертной комедии и музыка из оперы «Нос», которую когда-то написал Шостакович. Как говорит Исаак Штокбант, это только прибавило мистики и без того мистическому «Ревизору». Режиссер уверен: главного героя, умеющего красиво приврать, Гоголь писал с себя. Вокруг наивности Хлестакова и начинает разворачиваться абсурдная ситуация.

Исаак Штокбант, художественный руководитель театра «Буфф»: «В этого Хлестакова он подсознательно всадил все свои боли и огорчения. Вот этот Хлестаков, который фантазер, который берет деньги и думает, что он их вернет».

Поэтому Исаак Романович подбирал актера по возрасту. Исполнителю главной роли Дмитрию Аверину 25. Всего на год больше было Николаю Васильевичу, когда он писал «Ревизора». Для недавнего выпускника Театральной академии — это дебют. Молодому актеру в роли Хлестакова приходится прилагать не только профессиональные, но и физические усилия.

Дмитрий Аверин, исполнитель роли Хлестакова: «Было бы логично взять более опытного. Что такое молодой артист? Это кот в мешке. Но Исаак Романович в принципе знает, что я могу и что не могу. Он как мастер был во мне уверен. И с присущей легкостью нашего возраста этот персонаж получился бы более достоверным, на мой взгляд».

Некоторые детали в работе над ролью делались буквально на живую нитку. Когда актер надел костюм, то выяснилось, что взятки класть некуда. В жилетку срочно вшили кармашек, который теперь можно использовать и для радиомикрофона.

Для премьерного «Ревизора» в театре «Буфф» создали специальную мебель, основательную и по стилю, и по прочности. В театральных мастерских из ценных пород дерева и по особой технологии создали гарнитур, который способен выдержать многократные нагрузки. При падении некоторых персонажей в обморок стулья, кресла и диван не должны развалиться.

Оформляя спектакль, пользовались воспоминаниями современников Гоголя, которые так описывали атмосферу городов, подобных городу N: «Во всем несоответствие времени и моде». Отсюда, по замыслу художников, на сцене появились неказистые строения из бревен с огромными щелями.

Это история о контрастах в России, в которой кто как может прячет в щели награбленное и надевает не по чину одежды. У Штокбанта эти несоответствия намеренно преувеличены, как галифе городничего.

Мурат Султаниязов, исполнитель роли городничего: «А мы их задумывали специально, чтобы было место для взяток, чтобы солидности добавили».

Конец спектакля тоже выдержан в абсолютно гоголевской манере. Режиссер заставил на поклоне маршировать не только актеров, но и установщиков декораций, и костюмеров.

Так в видении режиссера выстраивается государственная система в любые времена. Тревожные нотки из оперы «Нос» словно подстегивают чиновников из «Ревизора» подчиниться некой силе. И выдуманный когда-то сюжет комедии сегодня если и не повторяется один в один, то актуален как никогда.

Читайте также