Древнерусские уроки для современных школьников

14.09.2010, 10:18

Видеосюжет: Ольга Чернова
Видео программы «Сегодня»

Десятки воронежских школьников возьмут в руки гусиные перья и обмакнут их в чернила.

Сегодня десятки воронежских школьников возьмут в руки гусиные перья и обмакнут их в чернила. При этом испачкаться нельзя, ведь за любую провинность ждет суровое наказание — розги или стояние на горохе. Все плюсы и минусы обучения по старинке можно прочувствовать в краеведческом музее. Корреспондент НТВ Ольга Чернова отправилась в древнерусский класс.

На древнерусские уроки в Воронеже выстраиваются в очередь, запись на месяц в перед. Один из залов областного краеведческого музея превратили в класс. Ученикам объясняют, что интерьер в школе 300-летней давности был куда скромнее, чем сейчас. В избе стоял большой деревянный стол, лавки, в углу была печь.

Елена Селезнёва, заведующая отделом экскурсионно-массовой работы Воронежского областного краеведческого музея: «Лавки и стол мы могли бы найти, но возникал вопрос: как дети будут сидеть, долго ли такая мебель выдержит?»

На самом видном месте повесили розги. Школьники, знающие права ребенка, удивлены: неужели в древние времена учитель бил детей?

Яна Полищук, сотрудница Воронежского областного краеведческого музея: «Учитель брал за руку непослушного ученика, подводил к лавке, снимал штанишки и бил по голой попе. Было очень больно».

После таких рассказов третьеклассники быстро разобрались в древнерусском алфавите и цифрах и позавидовали предкам, у которых было всего-то четыре урока: правописание, исчисление, Закон Божий и пение. К тому же, восхищались дети, писать куриными и гусиными перьями куда интереснее, хотя и сложно.

Рита Харина, ученица: «Мы привыкли писать ручкой, а теперь что-то новенькое. Это восторг!»

Ученики измазались в чернилах, правда, современных. Ребят успокоили, ведь все отмывается. А вот древние чернила, изготовленные из дубовых почек, очистить было бы сложнее.

Настя Орехова, ученица: «Мне было удобно писать перьями, я даже хочу не ручками писать, а перьями».
Семён Глазьев, ученик: «Я пытался написать буквы алфавита, был аккуратен, так что руки у меня чистые. Думаю, что сложно было учиться моим предкам».

Когда дети узнали про гороховое наказание в Древней Руси, все дружно изъявили желание быть наказанными и поставленными голыми коленками на горох. Им больно, но терпят и говорят, что так наказывать должны и в современных школах. Двойка в дневнике — серьезное испытание, но нужны и другие способы.

Дима Голубцов, ученик: «Розги можно еще попробовать, а стоять на горохе точно не надо».
Юля Иванько, ученица: «В угол ставить — это как-то не запомнится, но, может быть, и на горохе можно постоять, если захочется».

Учителя пожелания детей взяли на заметку.

Елена Абакумова, учитель начальной школы — детского сада №2: «Попробуем не горох, а гречку. Гречка, наверное, больнее, будем самых отпетых хулиганов наказывать таким способом, но, конечно, не в прямом смысле, а как знак устрашения, только и всего».

Ученики сожалели о том, что на необычном уроке у них не было перемены и их не накормили кашей, а ребятам так хотелось стать из одноклассников однокашниками. На Руси так называли товарищей по учению, потому что на переменке они ели кашу из одного глиняного горшка.

В Воронежском краеведческом музее планируют продолжить интерактивные экскурсии. В скором времени все желающие смогут не только почувствовать себя в роли первобытного человека, но и попробовать самостоятельно найти уникальные древности. Детали путешествия в прошлое сотрудники музея пока держат в секрете.

Читайте также