Острые проблемы будущего закона

08.09.2010, 16:11

Видео программы «Сегодня»

Сегодня к обсуждению проекта закона «О полиции» подключилась Общественная палата.

Сегодня к обсуждению проекта закона «О полиции» подключилась Общественная палата. В столичном «Президент-отеле» собралась комиссия, курирующая работу правоохранительной системы. За круглый стол пригласили известных правозащитников, юристов и представителей МВД, чтобы обменяться мнениями относительно задач законопроекта и первых результатов его обсуждения в Интернете.

Что первично — зарплата или результат, пытался понять и корреспондент НТВ Николай Захаров.

Острые проблемы будущего закона «О полиции» обсуждали за круглым столом. И члены Общественной палаты и правозащитники и сами милиционеры признали: сотрудники органов внутренних дел работают так, что давно пора многое менять.

Сергей Булави, заместитель министра внутренних дел РФ: «В последнее время вы были свидетелями того, что рейтинг доверия к органам правоохраны понизился. В связи с этим государство было вынуждено принимать меры для того, чтобы утраченное доверия граждан вернуть».

Переименовать милицию в полицию президент России предложил летом. Проект закона впервые в мировой практике выложили в сети Интернет на всеобщее обсуждение. И обсуждение, судя по всему, идет не только на сайте. Согласно социологическим опросам, за переименование милиции высказались около 10% граждан. Гораздо больше тех, кто считает, что ничего не изменится, или тех, кто резко против.

Иван Моханчук, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, член Общественной палаты РФ: «Уже сегодня „полицай“ ложится на почву. Сегодня ментами зовут, а завтра будут называть полицаями. Не копами, а полицаями будут называть. Поэтому я думаю, что у людей, особенно у старшего поколения, которые прошли войну, находясь в оккупационных зонах, слово „полиция“, „полицай“ — это, конечно… Надо над этим еще подумать».

Ребрендинг органов внутренних дел произошел в 1917-го после Февральской революции. Смена наименование с царского «полиция» на новое «милиция» была произведена с той же целью, что и сейчас. Чтобы заменить старое, порядком запятнавшее себя, название, на новое, вроде еще не замаранное коррупционными скандалами и громкими уголовными делами о расстрелах в супермаркетах или пытках. Но и в проекте нового закона правозащитники нашли много, что повернет полицейского лицом к народу, а как раз наоборот.

Игорь Пастухов, адвокат, эксперт Независимого экспертного правового совета: «В результате мы имеем список прав полиции, которые здесь предлагаются. Он, если мне память не изменяет, на 10 пунктов длиннее списка прав милиции в действующем законе».

За основу нового документа «О полиции» был взят аналогичный документ, регулирующий работу сотрудников Интерпола, но сейчас многие правозащитники признают: проект, что называется, очень сырой и нуждается в доработке. И не получится ли так, что у правоохранителей форма изменится, а содержание — нет? Да и нужно ли это переименование, когда в завтрашней полиции все равно будут работать вчерашние милиционеры?

Владимир Овчинский, советник председателя Конституционного суда РФ: «Минимальная сумма при смене названия будет составлять 13 миллиардов рублей. У нас сейчас нет денег на бензин, на автомашины, на обмундирование, даже на боеприпасы. У нас сейчас стрельбы, многие мои коллеги знают, не проводятся в многих райотделах, потому что нет боеприпасов. А мы будем выкидывать деньги на ветер при никому не понятной смене названий?»

Генри Резник, заслуженный юрист РФ, президент Адвокатской палаты России: «И общественный контроль, и внутриведомственный контроль, и службу безопасности, конечно, выделять надо. Она автономной должна быть. Но если, конечно, у нас не будет работа в суде налажена… Вкупе с тем, если останутся те же оклады, то любой закон, который мы примем, будет, конечно, обречен на неудачу».

Обсуждение закона «О полиции» планируют завершить к концу осени, чтобы зимой документ можно было внести на рассмотрение в Государственную Думу. И уже законодатели будут думать, что такого сделать, чтобы милиционеры не только назывались по-новому — полицейские, но и по-новому работали.

Читайте также