Следователи, которые не лишены оптимизма

07.09.2010, 18:15

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

7 сентября исполняется три года Следственному комитету при прокуратуре.

Следственному комитету при прокуратуре — три года. Всего за несколько лет аббревиатура СКП перестала нуждаться в расшифровке. Самые сложные и резонансные дела поручают именно этому ведомству.

Из последних громких петербургских дел — расследование обрушения дома на Лиговском проспекте и дела так называемого «жемчужного прапорщика». Сегодня вечером в особняке на набережной Мойки, построенном архитектором Монферраном, состоится торжественный вечер. Лучшим вручат грамоты и награды.

Итоги работы ведомства — в репортаже корреспондента НТВ Виктора Черногуза.

Следственное управление Следственного комитета — это, пожалуй, самое молодое силовое ведомство в стране. Оно было образовано всего три года назад и задумывалось как наиболее боеспособная часть правоохранительной системы.

В Следственном управлении собрали самых опытных специалистов, которым доверили вести дела, имеющих большой общественный резонанс. При этом избавив следователей от рутинной работы.

Следователь Щеглов начинал как раз в районном отделе прокуратуры. Перейдя в Следственное управление, перестал ездить на бытовые убийства и занялся более интересными делами. Около месяца назад Щеглов задержал пятерых сотрудников ОБЭП Василеостровского района, которые покровительствовали «черным риэлторам».

Максим Щеглов, старший следователь Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Санкт-Петербургу: «Они доставлялись в помещения Василеостровского ОБЭП, где под различными предлогами у них вымогались денежные средства как за непривлечение к уголовной ответственности, так и за снятие контроля и различных „сторожевиков“ по объектам недвижимости».

В 2009 работники Следственного управления возбудили 103 уголовных дела против сотрудников милиции. В этом году показатель наверняка будет перевыполнен. Речь не идет о кампании против ГУВД. Просто расследование таких дел — одна из приоритетных задач управления.

А банды с участием или даже под руководством оперативных работников теперь уже почти норма для преступного мира. Но сложнее всего для следователей раскрывать коррупционные преступления. Дело руководства Дирекции по организации дорожного движения (чиновников подозревают в хищении восьми миллионов рублей) — одно из последних.

Александр Клаус, первый заместитель руководителя Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Санкт-Петербургу: «С другой стороны барьера стоят люди умные, грамотные, готовящиеся к совершению этих преступлений. Они тщательно планируются. Причем как сами преступления, так и действия по сокрытию следов преступлений. Поэтому, конечно, их раскрытие достаточно затруднительно».

Еще на счету управления — расследование нападения на председателя Всероссийского общества автомобилистов Дмитрия Трояна. На кадрах оперативной съемки один из подозреваемых дает показания. Сейчас заканчиваются допросы по новому масштабному делу об этнических преступных группировках. Это расследование вел Максим Щеглов.

Проведя долгие часы в беседах с задержанными, следователь выяснил: бандитский Петербург никуда не исчез. Просто переместился на городские окраины. Где по-прежнему убивают и делят территории влияния. Но даже это печальное знание о теневой стороне Петербурга не лишает сотрудников СКП природного оптимизма.

Максим Щеглов, старший следователь Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Санкт-Петербургу: «Мне всегда было интересно, почему люди поступают так, как они поступают. Почему они совершают преступления, что их подталкивает к этому. Какими бы они страшными убийцами ни были, все равно у них что-то остается честное, чистое. К этим чувствам я и пытаюсь обратиться».

Впрочем, теперь сотрудникам СКП работать стало немного проще. В Петербурге, наконец, заработал механизм сотрудничества со следствием. Когда, дав показания, подозреваемый уменьшает для себя срок наказания. Таких соглашений уже заключено больше 20. Благодаря чему раскрывается, к примеру, каждое третье убийство.

Читайте также