Раритеты восстанавливают при помощи… мыла

02.09.2010, 17:03

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге восстанавливают «Окна ТАСС» — самое грозное оружие идеологического фронта.

65-ю годовщину окончания Второй мировой войны реставраторы одной из городских мастерских отметят за работой. В Петербурге восстанавливают так называемые «Окна ТАСС» — самое грозное оружие идеологического фронта. Плакаты, выставлявшиеся в витринах — отсюда и название — за прошедшие годы сильно истрепались.

Как восстанавливают раритеты, увидела корреспондент НТВ Анна Пейчева.

Некогда было эти плакаты хранить. Агитационное оружие использовалось в полную мощь. Пропагандистские рисунки выставлялись в витринах, их брали с собой партизаны, чтобы расклеивать в тылу врага.

В то время, как одни цветные полотнища фашисты в бессильной злобе расстреливали из автоматов, другие с гордостью перевозились советскими художниками с выставки на выставку. Удивительно, что плакаты вообще дожили до наших дней.

Ольга Петрова, руководитель реставрационной мастерской: «Бумага, на которой они выполнены, очень плохая, некачественная, газетная. Она со временем сама по себе ломается, а если еще ее подвергать воздействию солнца, воздуха, она становится совершенно хрупкой. Проблема в том, что плакаты могут просто исчезнуть».

Масляные краски, пусть и нанесенные рукой лучших художников того времени, тоже разъедают бумагу. А столярный клей ее просто сжег. Но реставраторы настроены оптимистично. Плакаты еще можно спасти. Для начала нужно разъединить все детали. На этом этапе пригодится кисточка и теплая вода.

Как правило, агитационные рисунки довольно большие, бывают площадью четыре квадратных метра. Склеены минимум из семи частей. Разбирать их приходится долго. Затем — самая неожиданная часть реставрации. Плакаты в буквальном смысле купают в ванне с детским мылом.

Ирина Никитина, реставратор: «Детское мыло используется для того, чтобы нейтрализовать бумагу. Оно считается низкощелочным. Применяется во всех видах реставрации, в том числе для мытья тех же скульптур. Для бумаги, в первую очередь».

На этом этапе масляные краски скорее плюс. Они не текут и не осыпаются. Только желтизна с плаката смывается. Высушенные детали накладываются на тончайшую бумагу японского производства.

При помощи финского клея на основе пшеничного крахмала добавляются недостающие края, чинятся прорехи. После этого восстановленная надпись отправляется под пресс.

Один из последних этапов реставрации, когда все обновленные детали собраны воедино, это укрепление бумаги. Плакат целиком наклеивается на бязь — тонкую хлопчатобумажную ткань, которую предварительно опускают в кипяток, чтобы она потом не села. Затем утраченные элементы тонируются красками. После всей этой работы срок дальнейшей службы плаката составит не меньше 100 лет.

Читайте также