Легенда мультипликации провел мастер-класс

01.09.2010, 14:43

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Михайловском театре собрались поклонник творчества Юрия Норштейна.

Сегодня в Михайловском театре собрались ценители настоящей мультипликации. В стенах здания давал мастер-класс живая легенда — Юрий Норштейн.

Автор произведений, которые вошли в мировую историю мультфильмов, «Сказки сказок» и «Ежика в тумане» делился секретами создания подобных анимационных шедевров.

Корреспондент НТВ Алексей Кобылков внимательно слушал и смотрел.

Михайловский театр вечером стал большой коробкой с карандашами, в которой происходят самое разное и удивительное. Сказочные зайцы примеряют на себе разные головы, разноцветные волны неожиданно становятся конницей, откуда ни возьмись появляется туман. Но даже в нем очень несложно различить главного героя вечера — Юрия Борисовича Норштейна.

Сразу два аншлага — один на улице, куда велась трансляция, другой собственно, в золоченых торжественных интерьерах Михайловского.

Юрий Норштейн, художник-мультипликатор: «Честно говоря, когда я стоял и смотрел на заполнение зала, я все больше и больше понимал, что не знаю, о чем буду говорить».

Чтобы понять, насколько Норштейн чужд любой конъюнктуре, достаточно сказать, что он уже почти 30 лет снимает гоголевскую «Шинель» и все никак не закончит. Ждать от него заигрывания с публикой было глупо и этим вечером.

Но даже сегодняшний подготовленный зал, кажется, смутился, когда режиссер с места в карьер начал говорить о проникновении иконописи в авангард и разнопространственных слоях в искусстве.

Юрий Норштейн, художник-мультипликатор: «В авангарде как, собственно говоря и в иконе, где совмещаются одновременно разные временные пространственные слои, происходят похожие вещи. Для авангарда в этом смысле нет никаких преград. Такое совмещение было характерно для итальянского искусства и вообще для любого искусства, которое в себе содержит момент ритуальности».

Каждый фрагмент на экране вежливо встречали аплодисментами. Но только когда дошли до совсем любимых «Цапли и журавля» аудитория окончательно расслабилась.

Юрий Норштейн, художник-мультипликатор: «Еще ничего не было. Я даже не знал, какое будет изображение. Но я просто вдруг увидел, как стоит журавль руки в боки. Он смотрит на цаплю, а цапля перед ним приседает. И когда цапля уходит, и журавль ей так же делает».

Такие лекции по мультипликации Норштейн периодически читает и в России, и в Японии. И неизвестно, что больше интересует его публику: теоретические рассуждения об искусстве или практическое «из чего только сделаны мультики».

Под восхищенные восклицания зала из белого тумана листа возникает другой ежик — маленькая версия. Пытаться понять, откуда берется волшебство, почти бесполезно. Это из тех сложных вопросов, которых так много в сказке у Сергея Козлова и на которые пойди ответь: «А интересно, думал Ежик, если лошадь ляжет спать, она захлебнется в тумане?»

Читайте также