Депрессию русской провинции побеждают в Венеции

30.08.2010, 06:04

Видеосюжет: Вадим Глускер (Вадим Глускер)
Видео программы «Сегодня»

В Венеции открылась XII Архитектурная биеннале. Более 50 стран представили свои проекты, в том числе и Россия.

В Венеции открылась XII Архитектурная биеннале. Более 50 стран представили свои проекты, в том числе и Россия. Корреспондент НТВ Вадим Глускер узнал о последних модных тенденциях.

Люди встречаются в архитектуре не с архитектурой, а именно в ней. Так решила организатор венецианской биеннале, решила и сделала. Получившееся — это плод воспаленной фантазии. Взять хотя бы японский проект «Туман». Настоящая погода в доме, или климатические изменения в домашних условиях.

Здесь три зоны комфорта и дискомфорта: 18 градусов по Цельсию и 60-процентная влажность, 37 градусов при 40-процентной влажности, 25 градусов и 100-процентная влажность. В третьей зоне наша камера уже не выдерживала.

Не выдерживала техника и в «Доме инстинктов», это уже датская концепция. Между прошлым и будущим, где даже нет тумана, а вода льется во времени и пространстве.

Французский проект — это что-то бесформенное с зелеными огнями и специальным звуковым сопровождением. А все вместе оказалось одой Андрею Тарковскому и его «Сталкеру».

Здесь же находится специальный зал, в котором люди не просто могут встретиться в архитектуре, но еще и с архитекторами. Надев наушники и включив телевизор, вы постараетесь понять, что из каждых представленных проектов значит.

Проект русского павильона, построенного Щусевым в 1914 году, называется «Фабрика Россия». Это реконструкция заброшенных заводов в малых городах и приспособление их под новые нужды. Ответ на вопрос: как победить депрессию русской провинции?

На этот раз за основу был выбран город Вышний Волочёк, который, по мнению куратора экспозиции Григория Ревзина, очень своими каналами напоминает Венецию. А вообще это социальный проект.

Григорий Ревзин, куратор проекта: «Никто не знает, что делать с малыми городами. Вот тот же Вышний Волочёк в 1993 году был городом с 78-тысячным населением, сегодня там проживает всего 50 тысяч человек. За 12–15 лет население сократилось на треть. Катастрофическая ситуация.

Мы пробуем рассмотреть перспективу, какую жизнь нужно сделать, чтобы люди не бежали, чтобы они там оставались жить, молодые люди, активные. Чтобы не случалось больше такого, что в деревнях только старики, а когда они умрут, деревня тоже прекращает существование. С городами то же самое, должна быть повестка дня».

Вышний Волочёк и пять конструкторских бюро предложили концептуальные варианты переустройства мануфактуры Прохорова и Рябушинского и завода «Красный май». В Вышнем Волочке с его обилием каналов могли бы появиться, например, центр изучения фольклора и музей водных путей сообщения. Умудрились даже создать новый вышневолоцкий мост в стиле венецианского Риальто.

Как выяснилось, чтобы победить в Венеции, не нужно придумывать ничего нового. Хорошо забытое старое — никакой тебе новой формы, дизайна и архитектуры. В этом году «Золотого льва» венецианского архитектурного биеннале получил павильон Бахрейна под названием «Восстановление». Это очень сродни и российскому павильону, только вместо старых разрушенных текстильных фабрик Вышнего Волочка представлены рыбацкие хижины, которые были просто бережно перевезены с берегов Бахрейна в Венецию.

Куратор проекта, вице-министр культуры Бахрейна Нура Альсайе открыла старый холодильник и приоткрыла тайны победы.

Нура Альсайе, вице-министр культуры Бахрейна: «Мы победили за счет простоты. Это альтернатива современному дизайну, ничего лишнего, все аутентичное, и тема биеннале отражена полностью, люди встречаются в архитектуре».

В Венеции очень надеются, что после такой победы город наводнят арабские шейхи. Второго «Золотого льва» получил японский проект «Архитектура как воздух». Точнее, это проект музыкального мультиплекса в Тайване, включающего в себя три оперных театра. Самое потрясающее, что это уникальное сооружение — не концепция, это реальность. Театр откроется ровно через три года.

Читайте также