Человеческий фактор ни при чем

21.08.2010, 19:09

Видео программы «Сегодня»

Человеческий фактор не мог быть причиной блэкаута в Петербурге, сообщил сегодня министр энергетики Сергей Шматко.

Человеческий фактор не мог быть причиной блэкаута в Петербурге, сообщил сегодня министр энергетики Сергей Шматко.

НТВ напоминает: накануне вечером без электричества остались почти все районы города. Погасли светофоры, отключилось радио, остановился электротранспорт. Все это продолжалось в течение часа-полутора, потом свет дали.

Пока известно, что авария произошла из-за отключения четырех важнейших элементов на подстанции «Восточная». Почему они внезапно вышли из строя, еще предстоит разобраться.

На данный момент вывод специалистов один: чтобы исключить подобное в будущем, нужно строить вокруг Петербурга так называемое «защитное энергетическое кольцо». Что до далеких от энергетики простых горожан, то они извлекли из произошедшего совсем другие уроки.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг передает из Северной столицы.

В вечер пятницы, казалось, Петербург вернулся во времена Петра I о — пропала не только вода из-под кранов, но и транспорт на улицах, телевидение, Интернет, сотовая связь — весь город на осадном положении. Отключились банкоматы и светофоры, а на подступах к Питеру застряли поезда, переполненные людьми. Но там, на воздухе, хотя бы дышалось легко, а вот пассажиры «подземки» пешком шагали по рельсам на воздух.

Местные жители: «Беспредел полный, отключили свет. Но там что-то искрило, мы видели, прямо за вагоном. Какой-то кабель, что ли, был оборван. Но так неизвестно, отключили свет».

Радовались только таксисты, взвинтившие цены до уровня новогодних. Разозленные и растерянные горожане брели по улицам как герои фильма-катастрофы на съемочной площадке.

Электрическую блокаду, накрывшую пол-Петербурга, окончательно удалось разорвать ближе к полуночи. Блокада информационная продолжалась куда дольше.

Алексей Сергеев, вице-губернатор Санкт-Петербурга: «Точную причину произошедшего пока ни один специалист сформулировать не может».

Утром первыми о первых итогах проверок отрапортовали МВД и МЧС.

Леонид Беляев, начальник главного управления МЧС РФ по Санкт-Петербургу: «Однозначно, что это не теракт. Это вообще никакого вмешательства извне мы не обнаружили. Что-то вот такое форс-мажорное».

«Нечто форс-мажорное», признали энергетики, стряслось у них. Что именно — искали на закрытом совещании с участием министра. В открытом разговоре с прессой предпочитали обвинять природу. Ведь к ней не придерешься.

Олег Бударин, председатель правления ОАО «ФСК ЕЭС»: «Наше оборудование работало длительный период времени в условиях повышенных температур. Советское оборудование было рассчитано на плюс 40 в течение 5 дней. По Москве — 50 дней, оборудование, здесь тоже немало дней».

«Восточную» подстанцию Петербурга еще бывший глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс называл самым уязвимым звеном ленинградской энергосистемы. С тех пор старое советское оборудование здесь начали менять на новое. Но окончательно реконструкцию обещают завершить не раньше следующего года.

Вчерашний энергоколлапс случился именно здесь, в 18:37. По причинам, до сих пор не известным энергетикам, на станции сработала система аварийного отключения мощностей. И подача электроэнергии на дальнейшие подстанции попросту прекратилась.

Впрочем, даже при таком сбое, уверены эксперты, дальнейшего ухудшения ситуации можно было бы избежать, если бы у города была мощная резервная сеть магистралей. Но ее, впрочем, как не было, так и нет.

Валерий Агеев, генеральный директор филиала ОАО «ФСК ЕЭС — магистральные электрические сети северо-запада»: «Когда здесь отключилось, здесь тоже отключилось, как раз по той причине, по которой говорили, что это радиальная система. Она никуда не запитана. То есть она имеет один центр питания. И все».

Петербургский энергоначальник Агеев рисует энергокольцо вокруг Питера, что пока защищает город только на карте. На деле стройку закончат в 2014-м. А в 2010-м, разводят руками эксперты, у электроэнергии вокруг Питера просто отсутствуют обходные пути, и ток бежит по местным линиям электропередачи, словно по елочной гирлянде: выход из строя одной подстанции по цепи обесточивает и все следующие.

Эту теорию Москва уже испытала на практике в 2005-м. Жители города, обесточенного из-за пожара на одной подстанции, назубок усвоили термин «веерное отключение». Что этого в российских мегаполисах не повторится уже завтра, сегодня гарантировать, похоже, невозможно. И потому иные петербуржцы, хоть свет и воду уже дали, все равно запасаются. На новый черный день.

Читайте также