Россия хочет вернуть Бута на родину

20.08.2010, 16:01

Видео программы «Сегодня»

Глава МИД РФ назвал «неправовым» и «политическим» решение таиландского суда об экстрадиции россиянина Виктора Бута.

Глава МИД РФ назвал «неправовым» и «политическим» решение таиландского суда об экстрадиции россиянина Виктора Бута. Его выдачи американская юстиция добивалась два года — там бизнесмена считают видным торговцем оружием и обвиняют в финансовых махинациях.

И хотя сегодняшний вердикт окончателен, и обжаловать его нельзя, адвокат Бута собирается обратиться к правительству королевства, надеясь, что оно сможет заблокировать экстрадицию.

Из Таиланда передает специальный корреспондент НТВ Сергей Морозов.

Независимо от решения суда, Виктор Бут появлялся в этом здании, где все гремят цепями, последний раз. Этот суд — последняя инстанция, его решения не подлежат пересмотру. Были большие ожидания, что сегодня Виктор Бут выйдет отсюда на свободу. Корреспонденты уже обсуждали, готов ли самолет, который отвезет Бута на родину. Все-таки суд низшей инстанции принял решение не выдавать его США. А с тех пор ничего нового в деле не случилось.

Утром жена Виктора Бута сообщила, что США только что направили в Таиланд новое представление об экстрадиции. Теперь уже Виктора Бута обвиняют в мошенничестве и отмывании денег. Это означало, что США не уверены в благоприятном исходе дела и решили подстраховаться.

До начала заседания обвиняемого долго держали в комнате, где обычно предъявляют обвинение. Туда пригласили и адвоката. Позже Бут сказал журналистам, что никаких новых обвинений там ему не предъявляли.

В суде ужесточил режим для прессы — теперь камеру не пускали даже в коридоры. Так что все, что удалось услышать от Виктора Бута, проходило через три ряда решеток. Потом его увели подальше от камер в зал заседаний. Там Виктор Бут сидел на скамье в первом ряду, рядом с женой. Сзади были служащие российского посольства. Присутствовали и представители США.

Каких-то вопросов подсудимому не задавали. Судьи просто зачитывали решение, принятое заранее по имеющимся документам. В тексте говорилось, что основания считать обвинения политическими нет. Предыдущая инстанция решила, что они были. И что основные свидетели и улики по делу находятся за пределами Таиланда. Вероятно, имелось в виду, что задержание Бута провели сотрудники Управления по борьбе с наркотиками США, которые притворились представителями колумбийских повстанцев и записали свои переговоры с ним. Потом в деле фигурировали заметки Бута с непонятными сокращениями и рисунками какого-то самолета.

Когда суд огласил решение, адвокаты с улыбками — по восточному этикету — подошли к обвиняемому, но приговор был не в его пользу. Апелляционный суд Таиланда изменил решение 2009 года и постановил выдать Виктора Бута в США. Решение окончательное и обжалованию не подлежит.

Потрясенный Виктор Бут обнял жену и дочь. Охранники, кажется, тоже были потрясены и не успели возразить, когда Виктор Бут взял мобильный телефон и с кем-то поговорил. Обвиняемый взял с собой в тюрьму несколько бутылок воды (их принесли друзья) и покинул этот зал теперь уже навсегда.

Его супруга призвала правительство России вмешаться.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Решение на основе той информации, которой мы располагаем, было принято под очень сильным давлением извне, это печально. Что касается интересов российского гражданина, то все эти месяцы мы оказывали ему содействие, были в контактах с его адвокатами, с его семьей. И заверяю вас, что мы продолжим делать все необходимое, чтобы добиваться его возвращения на родину».

Адвокат Виктора Бута заявил, что дело еще не проиграно. Окончательное решение о выдаче принимает правительство Таиланда. У него на это три месяца, и значит, какие-то зацепки в соглашении о выдаче с Соединенными Штатами еще могут найтись.

Лат Нитиват, адвокат Виктора Бута: «Конечно, Виктор Бут выглядел разочарованным. Но я объяснил ему, что соглашение об экстрадиции между Таиландом и Соединенными Штатами подписано представителями правительств двух государств. И не только суд здесь решает, выдавать или не выдавать Бута».

Выход Виктора Бута из тюрьмы был обставлен как спецоперация — усиленная охрана, специальный коридор. Он успел на выходе расцеловаться с женой, но шансов сказать что-либо прессе ему не оставили. Говорят, что на вопрос «как Вы оцениваете происшедшее?» он ответил: «Американская мышеловка». Но точно разобрать слова было трудно.

Конечно, отстоять свою правоту есть шансы и в американском суде. Но только по последним обвинениям — в мошенничестве и отмывании денег — Виктору Буту грозит в Америке до 20 лет тюрьмы. Правда, не ясно, будет ли обвинение в США цепляться за второстепенные статьи, если получит главный приз — человека, которого в западной прессе называли основателем крупнейшего в Восточной Европе картеля по нелегальной торговле оружием.

Читайте также