Первые сто дней Дэвида Кэмерона

19.08.2010, 10:13

Видео программы «Сегодня»

Дэвид Кэмерон и Ник Клегг — консерватор и либерал-демократ — пытаются найти общий язык в вопросах управления страной.

Сегодня для обновленного британского кабинета министров пошел 101-й день у власти. Сотый (в королевстве его не принято отмечать) прошел также в трудах. Речь идет о коалиционном правительстве страны и двух партийных лидерах — Дэвиде Кэмероне и Нике Клегге. Консерватор и либерал-демократ пытаются найти общий язык в вопросах управления страной.

Насколько эффективна работа такого тандема, выяснил корреспондент НТВ Евгений Ксензенко.

Вместе с кабинетом на Даунинг стрит Дэвид Кэмерон получил гигантские проблемы: государственный долг — 900 миллиардов фунтов, дефицит бюджета — 149 миллиардов, в стране почти два с половиной миллиона человек без работы. А главное — решать все эти экономические вопросы приходится с либерал-демократами, при этом коалиционное правительство до сих пор называют бомбой замедленного действия.

Политологи говорят, что взрыв неминуем — слишком разные взгляды у лидеров коалиции как на экономику, так и друг на друга. Уже на первой совместной пресс-конференции в саду Даунинг стрит (британские репортеры прозвали ее «свадебной») Дэвид Кэмерон признался, что его любимая шутка была «Ник Клегг».
Ник Клегг: «Это правда?»
Дэвид Кэмерон: «Да, я боюсь, что это так».
Ник Клегг: «Я ухожу!»
Дэвид Кэмерон: «Постой!»

Но все же брак по расчету пока работает. Джентльмены называют друг друга Дэйв и Мик, ведут заседания без пиджаков и демонстрируют, что от наэлектризованной атмосферы Гордона Брауна на Даунинг стрит не осталось и следа.

Хотя лейбористы говорят о шоковых действиях консервативно-либерального правительства: сокращение долгов бюджета за счет уменьшения пособий, в том числе и детских, повышение налогов, увеличение пенсионного возраста, замораживание многих социальных проектов. Таким образом, расходы правительства планируют уменьшить на 6 миллиардов фунтов.

Дэвид Кэмерон обещает сократить и иммиграцию с сотен тысяч человек до десятков. Уже введен ежегодный лимит на количество людей, приезжающих не из Евросоюза. Кроме того, премьер-министр хочет реформировать избирательную систему Великобритании. В следующем году пройдет референдум по этому вопросу.

Первые сто дней Дэвида Кэмерона политологи называют более радикальными, чем даже у Маргарет Тэтчер, но до революционных шагов Франклина Рузвельта ему далеко.

Патрик Нолан, ведущий экономист научного центра «Реформа»: «Наш вывод: были установлены правильные цели, например, привести в порядок финансовые дела. Но они не довели дело до конца. Понятно, что прошло всего сто дней, но коалиции надо быть смелее и научиться принимать тяжелые решения».

Внешняя политика Дэвида Кэмерона пока не является его сильной стороной. За три месяца он сумел обидеть ветеранов, заявив, что Великобритания была младшим партнером Америки во время Второй мировой войны. Кроме того, премьер-министр практически не отстаивал интересы британской компании «Би-пи» во время публичной порки в Штатах, чем вызвал недовольство соотечественников. И умудрился поссориться с союзником — Пакистаном, обвинив страну в экспорте терроризма.

При этом, судя по последним рейтингам, популярность Дэвида Кэмерона растет, а Ника Клегга падает. Ведь в правительстве последнее слово Клегга — это «да, Дэвид». Их союз называют «горбатой коалицией» по аналогии с голливудским фильмом о любви двух ковбоев. Хотя многие эксперты сомневаются в искренности политических чувств.

Читайте также