Искусство между молотом и наковальней

14.08.2010, 10:13

Видео программы «Сегодня»

Жители Ульяновска этим утром пришли на центральную городскую площадь послушать «Поющий металл».

Жители Ульяновска этим утром пришли на центральную городскую площадь послушать «Поющий металл». Так называется фестиваль, на который съехались лучшие кузнецы страны. Корреспондент НТВ Сергей Савин передает из горячей и очень шумной точки.

Это не трудовые будни сварщика, не выставка мангалов для шашлыка, хотя умение обращаться с углем необходимо. На центральной площади Ульяновска вот уже несколько дней очень горячо — все-таки фестиваль кузнецов. Отечественный кузнец образца XXI века представляет собой странное сочетание внешности байкера и иллюстраций из детских сказок.

Юрий Шегунов, кузнец: «Это даже не выпендреж, это элемент имиджа, и это приятно. Зато с мастерством все в порядке. Брусок металла в 12 слоев нагревают, куют, разрезают, опять нагревают, снова куют».

Вячеслав Коростелев, кузнец: «Сейчас у нас получилось 48 слоев. Но это для клинка мало, надо не меньше 400–900 слоев».

У кинжала из дамасской стали 1200 слоев металла. Кроме оружия кузнец-профессионал без проблем сделает любой аксессуар или полезную утварь для быта, или не очень полезную, зато мимо такой ложки просто так не пройти.

Тема фестиваля — авангард. Для артобъектов организаторы не пожалели 15 тонн железа, отчего кажется, что теперь важнейшим из инструментов для кузнецов является болгарка и автоген.

Владимир Ильич свысока наблюдает, как закаляется сталь и куется авангард. К 40 градусам атмосферы прибавляется еще пара тысяч по Цельсию от горна. Натуральное пекло.

Геннадий Иванов, кузнец: «В парилке я сижу спокойно, а народ выбегает».

Гвозди бы делать из этих людей, но именно эти люди до сих пор гвозди и делают.

Олег Крылов, кузнец: «Очень, очень мало людей, которые годятся для этой профессии. Многие люди не выдерживают просто».

При этом не стоит удивляться, если у кузнеца в подмастерье — дама, которая запросто пританцовывает с кувалдой. Еще четыре года назад основной профессией Ольги был балет. Сейчас она кузнец со стажем.

Ольга Стена, кузнец: «Шум в кузнице — вот что самое сложное было, но потом привыкла. И, конечно, мужчины поддевали, женское самолюбие было ущемлено. Таскала уголь, воду, меня эксплуатировали по полной программе».

Кузнечная свадьба. Для молодоженов это редкая удача. Считается, что чувства новобрачных мистическим образом сковывают навеки, ведь кузнец работает со всеми четырьмя стихии — земля, вода, воздух и огонь. Жених смущенно заметчает, это штука посолиднее, чем просто печать в паспорте.

Анатолий Лисин, кузнец: «Кузнец — это являение, будем говорить так».

Геннадий Иванов, кузнец: «Мы как-то сели считать, сколько профессий в себя включает профессия кузнеца. И жестяные работы, и проектировщика и… мы насчитали около 40 профессий. Почему горят, что кузнец — всем ремеслам отец».

Спустя столетия они утверждают, что эта профессия на все времена. А хороший кузнец по-прежнему штучный товар. Хотя, как и встарь, в веке XXI бывает за день так намашешся — хоть стой, хоть падай.

Читайте также