С шедевра стряхнули пыль веков

11.08.2010, 10:15

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня»

В Академии художеств Петербурга привели в порядок римский Пантеон, точнее, его архитектурную копию в масштабе 1:100.

В Академии художеств Петербурга привели в порядок римский Пантеон, точнее, его архитектурную копию в масштабе 1:100. Макет античного шедевра вырезал из пробкового дерева итальянский мастер в XVIII веке, а теперь ювелирную работу выполнили питерские реставраторы, очистив миниатюру от пыли двух столетий.

Репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

Павел Александров смахивает кисточкой последние вековые пылинки. Как объясняет реставратор, этот пантеон успел изрядно запылиться и выглядел намного старше оригинала, хотя римский Пантеон был построен во II веке нашей эры, еще при императоре Адриане. А модель храма — в 80-х годах XVIII века.

Павел Александров, реставратор: «Модель поступила к нам в состоянии достаточно грязном, черном. И даже после расчистки на модели не было видно цвета пола. После расчистки оказалось, что пол мраморный, цветной».

В модели с ювелирной точностью в масштабе 1:100 воспроизведено все до мельчайших деталей: колонны с капителями, уникальный купол с круглым просветом и рисунок мраморного пола. На бортике можно различить оставшиеся буквы изречения полководца Марка Агриппы, воздвигшего этот храм.

Чтобы отчистить от загрязнений петербургский пантеон, пришлось пользоваться специальными растворами, состав которых реставраторы не раскрывают. Даже обыкновенная вода могла испортить авторский замысел. Итальянский мастер Антонио Кики использовал для придания подлинности архитектурному памятнику в миниатюре даже акварель.

В эпоху Екатерины II коллекционирование моделей архитектурных памятников становится модным занятием. Первоначально все подобные приобретения императрица размещает в Эрмитаже. В XVIII веке особой популярностью пользовались точные копии античных памятников, сделаны они в редкой для России технике — фаллопластике, то есть из пробкового дерева.

Всего в научно-исследовательском музее Академии художеств сохранилось 34 модели, и все они принадлежат руке Антонио Кики. Екатерина II заказала копии римских шедевров лучшему мастеру из пробкового дерева. Именно этот материал наиболее точно передает фактуру камня, из которого строили античные здания. Царица хотела, чтобы архитектурные шедевры увидел ее внук Александр. Тогда будущему императору исполнился всего месяц. Сегодня ценность коллекции неоспорима.

Екатерина Савинова, хранитель коллекции архитектурных моделей и графики научно-исследовательского музея Российской академии художеств: «Являются абсолютно уникальными экспонатами, потому что в России нет больше такой коллекции. Есть, как нам известно, несколько моделей в музее Щусева, тоже этого автора. Есть модели Антонио Кики в Англии, Бельгии».

Но наша коллекция Антонио Кики признана крупнейшей. Если на Западе изображение таких моделей часто тиражируются и выставляются со специальной подсветкой, то российские произведения архитектора известны узкому кругу специалистов. А ведь изделия этого итальянского мастера в декоративно-прикладном искусстве сравнивают с работами Рафаэля и Рембрандта.

Кроме того, реставрация модели из пробкового дерева требует больших вложений. Этот материал впитывает копоть, грязь и пыль. Пантеону возвращал первозданный вид целый коллектив мастеров. Сейчас они восстанавливают модель греческого храма. На очереди — Колизей.

Читайте также