Жизнь до Крымского моста и после: как по обе стороны пролива смотрят в будущее?

17.05.2018, 01:35

Видеосюжет: Алексей Петрушко
Видео программы «Итоги дня»

Кому Крымский мост просто необходим? А кто уже грустит по паромной переправе? Что говорят в Крыму украинским завистникам? Специальный репортаж.

Движение по Крымскому Мосту открыли 16 мая рано утром, в 5:30, на фоне прекрасного рассвета над Керченским проливом. Навстречу друг другу двинулись колонны автомобилей из нескольких десятков городов Крыма и Кубани. Встретились на судоходной арке, приветствуя друг друга длинными гудками. Теперь в любое время можно домчаться на другой берег всего за 20 минут. Всем понятно, что Крымский мост — больше, чем просто мост. Это, как говорят финансисты, структурообразующий объект. И для людей, живущих на соединенных им берегах, жизнь разделилась на «до» и «после». Как они смотрят в будущее? И кто загрустил по паромной переправе, когда автомобили уже мчатся через Керченский пролив, узнавал корреспондент НТВ Алексей Петрушко.

У жителей крохотного поселка Ильич на берегу Азовского моря сегодня словно день рождения: вроде праздник, а все-таки грустный: местные жители опасаются того, что теперь к ним не поедут отдыхающие.

Баба Соня на старости лет переехала в скромную лачугу в собственном дворе. А пятикомнатный дом старушки облюбовали случайные туристы. Четыре года назад в Ильиче произошла своего рода революция: не особо востребованная при Украине паромная переправа стала главной дорогой в Крым. И закипела жизнь: люди в ближайшем к парому поселке пережидали непогоду. А порой, увидев здешние красоты, просили местных таксистов отвезти их на ночевку к какой-нибудь бабушке.

Тихо теперь в придорожной лавке, хотя в сезон тут зарабатывали до 50 тысяч в день. И даже водители фур, для которых мост в пятидесяти километрах от поселка Ильич сюда откроют только осенью, за пирожками не спешат.

Тамань теперь называют транзитным коридором в Крым, хотя ранее станица всегда была тупиком на периферии. И даже Лермонтов, переночевавший в ней когда-то, написал потом «скверный городишко». Люди здесь хоть и добрые, но с характером. На каждом столбе уже висят объявления: кто-то что-то сдает, но абы кого в дом не пустят.

Туристы с новой трассы пока что пролетают мимо: съезд в Тамань еще закрыт. А вот гости, строившие мост, спешат к палаткам с шашками, папахами и прочими сувенирами.

Первая поездка очень волнительная. Самый длинный мост в Европе — 19 километров. И сложно соблюдать скоростной режим, потому что дорога позволяет разогнаться и больше положенных 90 км/ч. Останавливаться нельзя, так что и сфотографироваться на мосту не получится. Но, едва съехав с моста, кто-то даже умудрился сделать привал.

Пока что все это похоже на какой-то аттракцион: проехать на один берег, потом на другой. Или сначала на пароме до Крыма, а затем на машине по мосту до материка.

Несмотря на множество факторов, на непростые погодные условия, паромы за 4 года перевезли 18 миллионов пассажиров. В сезон капитан только одного парома делал по 20 рейсов в день. А сегодня уже не больше шести.

На керченском рыбзаводе работа кипит: шпроты в масле, килька в томатном соусе. В украинскую бытность здесь выпускали 1 миллион банок, в российскую — уже 2,5. Но когда на материке захотели еще больше деликатесов, производитель задумался.

Георгий Трегубенко, директор по безопасности рыбного завода: «Когда шторм и паромная переправа закрыта, наши фуры стояли».

Теперь упростится логистика, бизнес пойдет в гору, а значит и цены упадут. А пока за литр девяносто пятого бензина в Керчи просят на полтора рубля больше чем в Тамани, хотя это ощутимо дороже, чем в Москве.

Подробности — в репортаже «Итогов дня».

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также