Видео программы «Сегодня»
В Великобритании сейчас гадают, как и на что содержать советскую «Черную вдову». Такое прозвище получила большая дизельная подлодка Б-39 . Уроженку бывшего СССР приютил житель города Рочестера. Он выкупил ее у прежних владельцев, создал музей, но денег на достойную жизнь «Черной вдове» все равно не хватает. Субмарина покрылась ржавчиной и того и гляди зачахнет.
Большая дизельная подводная лодка «Черная вдова» 50 назад, когда только вступила в строй, была мечтой каждого английского шпиона. Чтобы взять ее на абордаж с фотоаппаратом, шпион, вероятно, продал бы родную маму. Сегодня же цена вопроса несколько десятков фунтов, маму можно взять с собой. Столько стоит посещение музея. Если заплатить сверху, можно снимать не на фотоаппарат, а на кинокамеру.
Англичане, наверное, догадывались об отсутствии окон, на этом их познания и заканчивались. Лодка оказалась безупречно герметичной. Никакая информация из нее в советские годы наружу не утекала.
Джон Саттон, владелец подводной лодки «Черная вдова»: «Три месяца назад ко мне на экскурсию пришел бывший командир британской субмарины. Он отдал флоту 25 лет, 20 лет командовал британскими подлодками во время холодной войны. Я был в шоке, когда узнал, что он понятия не имел, как устроена и выглядит советская подлодка.
Как выяснила корреспондент Лиза Герсон, все сохранилось в том виде, как было заложено на «Адмиралтейских верфях» и достроено в Северодвинске в 1967 году: перископ, торпедный аппарат, дизельные установки, даже вымпел киевского «Динамо» с автографом Олега Блохина. Русские сняли вооружение и ядерные боеголовки, вместо них оставили британцам несколько старых кастрюль в камбузе.
Джон Саттон: «Эти торпеды оснащались ядерными боеголовками, но не постоянно, только если была угроза. Субмарины этого типа использовались во время Карибского кризиса».
Англичане выяснили, что по сравнению с английскими на русской лодке хуже спать, но лучше работать. Каюта капитана единственный подводный люкс. Два гальюна против шести английских на команду в 78 человек.
Джон Саттон: «Советская субмарина полностью функциональна, все приборы легкодоступны для работы. В британских все приборы закрыты панелями, и очень трудно добраться до них».
Этой подводной лодке нужна не команда, а туристы. Сейчас она стоит в Рочестере, это небольшой город. Нужно двигать в сторону Лондона, желательно к британскому парламенту. Если советская подводная лодка даже в качестве музея всплывет посреди Темзы и откроет крышку торпедного аппарата, некоторые нездоровые умы воспримут это как прямую угрозу.
Читайте также
- СМИ предсказали крах британских эсминцев при столкновении с подлодками РФ
- Британская атомная субмарина столкнулась у Гибралтара с торговым судном
- Daily Mail: британская подлодка пострадала в ходе слежки за российскими судами
- Скелеты моряков и собаки подняли вместе с кораблем Генриха VIII
- «Большая трагедия»: семьи моряков «Курска» почтили память погибшего экипажа
- Суд признал виновными экоактивисток, обливших супом картину Ван Гога