В Русском музее исполняют «Гимн труду»

05.08.2010, 21:18

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В корпусе Бенуа представили живописные работы, посвященные стеклодувам, шахтерам, сталеварам и выполненные в стиле соцреализма.

«Стеклодув», «Шахтер», «Ударник», «Знатный сталевар» — все это название картин, представленных в корпусе Бенуа. Всего 200 работ начала-середины пошлого века. В то время подобное творчество воспринималось как само собой разумеющееся и доминировало среди всех остальных.

В эпоху трудовых подвигов окунулся корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Металлурги в бронзе, модельщица в гипсе и галерея героев труда. В Русском музее посетителей погружают в атмосферу востребованного в советскую эпоху направления искусства. Эти образы рабочих в касках изрядно надоели в 70-х-80-х, а сегодня они смотрятся совсем иначе.

Руководство музея окрестило выставку «Гимн труду». Такое название хороший повод, чтобы показать многие любопытные работы. Которые ранее практически не выставлялись.

Евгения Петрова, заместитель директора Государственного Русского музея: «Мы-то знаем, что в нашем собрании есть масса произведений великолепных на эту тему, которые никто никогда не видел. И мы решили показать их в этой теме. Да и тема перестала быть модной, потому что такой труд не очень популярен».

Вместе со всех страной монументальное искусство взяло курс на индустриализацию практически сразу после революции. В 20-х тема труда стала мерилом идеологической лояльности. Позднее большие произведения заказывались художникам правительством и крупными заводами.

Работы в духе соцреализма отмечались особо. За такой групповой портрет сталеваров завода «Серп и молот» дали Сталинскую премию. Некоторых авторов живописных полотен уличали в формализме. И их работы навсегда оседали в фондах.

Например, здесь представлена картина Петрова-Водкина. Выставлен холст «Рабочие» 1926 года. И того же года «Донбасс. Соляная шахта» Семёна Павлова. Творчество в условиях промышленного региона меняет стиль живописца.

Алиса Любимова, автор выставки: «Он представитель неоклассицизма и учился у Кордовского. И в 20-е годы он, как и многие другие, поехал на стройки. В частности, это известные соляные шахты Донбасса. Где он писал, которые он видел».

Это часто случалось с художниками. Представитель «Мира искусства» Анна Остроумова-Лебедева была очарована нефтехранилищами Азербайджана.

Алиса Любимова, автор выставки: «Это настолько произвело на нее впечатление, что в первый же вечер они были в театре. Она на программке в записных книжках своего мужа делала бесконечные зарисовки увиденного за день».

Художники искренне видели романтику в индустриальном пейзаже с заводскими цехами. И даже чаепитие должно было напоминать о гигантских сооружениях и доблестном труде. Фарфоровые сервизы декорировались изображениями строек века.

В 30-е годы промышленный дизайн активно использовали в декоративно-прикладном искусстве. Например, в тканях. На отрезе ситца нанесен рисунок в виде заводских труб. И даже в шахматах использовали индустриальный стиль — «ладья» сделана в виде силосной башни.

Стиль переживал свой расцвет вместе со всей страной. Невиданный энтузиазм 30–50-х породил свои шедевры. Были взлеты и в 60-х, и в 70-х. Художники эстетически по-своему осваивали разработки нефтепромыслов и угольных месторождений. Конечно, их работы излишне пафосны, но никто не поспорит с тем, что они правдиво отразили идеалы своего времени.

Читайте также