Олимпийцы победили допинг-офицеров

05.08.2010, 16:21

Видео программы «Сегодня»

Ивану Тихону и Вадиму Девятовскому торжественно вернули медали, которые они завоевали еще два года назад.

Сегодня в Белоруссии вручили награды пекинской Олимпиады-2008. Легкоатлетам Ивану Тихону и Вадиму Девятовскому торжественно вернули медали, которые они завоевали еще два года назад. Эти «серебро» и «бронзу» им пришлось завоевывать дважды: сначала на Олимпиаде, а потом на протяжении 17 месяцев в Международном арбитражном суде, доказывая, что они не применяли допинг, и победа досталась им по праву.

С олимпийскими призерами встретился корреспондент НТВ Георгий Гривенный.

Обычно говорят — награда нашла героя. Здесь почти наоборот — герои нашли, а точнее, вернули награды. С учетом того, что Вадим Девятовский и Иван Тихон — молотобойцы, можно сказать: отбили медали у международных спортивных чиновников, хотя в это мало кто верил.

Иван Тихон: бронзовый призер Олимпиады-2008: «Мы с Вадимом — единственные, кто верил. У других были сомнения. Это, действительно, большая организация, против которой тяжело бороться. Это первое. Второе: у двух людей не может быть одинаковых результатов. А дальше просто работали специалисты».

Вадим Девятовский из 33 лет жизни 24 с этим молотом не расстается. Порой и больно, и всегда тяжело.

Вадим Девятовский, серебряный призер Олимпиады 2008 года: «Молот в четвертом повороте перед финальным усилием достигает такого напряжения в пальцах, что на все тело приходится 400 килограммов. И так каждый день по два раза».

Два года назад в Пекине судьба, казалось, его вознаградила олимпийским «серебром». Еще один белорус — Иван Тихон, — взял бронзу. Но радовались недолго. Молотобойцев обвинили в применении допинга. От соревнований отстранили, медали пришлось вернуть. То, что молот — это спортивный снаряд огромной пробивной силы, Вадим Девятовский уже доказал своими результатами на спортивных соревнованиях, заработав олимпийскую медаль.

Но и сам молотобоец, как выяснилось, в пробивном плане, — далеко не промах. Это он доказывал в течение двух лет упорной борьбы с МОК, завершившейся его победой. Вадим говорит: пошел в суд, потому что знал, что прав. Точнее был уверен, то допинг-офицеры просто перепутали пробирки с анализами и чей-то чужой допинг приписали ему. 17 месяцев изнурительного процесса: экспертизы, анализы, заседания, и все это при личном участии Девятовского.

Сейчас на тренировке он крутит вокруг себя цепь с двумя гирями по 20 килограммов каждая. По его признанию, в суде было во много раз тяжелее. Порой надежда почти задыхалась.

В Минском аэропорту — встреча победителей. Английский адвокат Майк Морган, специалист как раз по допинговым делам, называет дело Девятовского — высшим достижением в своей карьере. И удивляется: у него никогда не было такого клиента — молотобоец, юрист по образованию, да еще и такой упертый.

Майк Морган, адвокат Вадима Девятовского: «Самым трудным было доказать судьям, что допинг-пробы не идентичны. То есть ученым сразу стало очевидно, что анализы взяты у разных людей. Но ведь судьи-то не ученые, а юристы. Пришлось собрать очень много бумаг, но все-таки мы сумели доказать, что правы».

После тренировки он идет в ночной клуб, но не развлекаться — работать. Депутат Новополоцкого горсовета Девятовский проводит кастинг участников предстоящего музыкального фестиваля. Потом готовится к встрече с трудными подростками. Говорит, это внетренировочная нагрузка — не общественная, а душевная. На таких встречах он читает свои новые стихи.

Вадим Девятовский, серебряный призер Олимпиады 2008 года: «В жизни можно много потерять, потерять победу, не дождавшись. Главное — себя не проиграть, под указкой черни оказавшись».

Оставить медали дома, или, например, сдать их в музей спортсмены пока не решили, но точно знают: сами становиться музейными экспонатами не собираются. Говорят, и дальше будут ковать медали своим молотом.

Читайте также