Скульптуру Клодта откроют ко Дню города

04.08.2010, 19:17

Видео программы «Сегодня»

Окончательно леса с Большого театра снимут к 4 сентября. Тогда москвичи и гости столицы смогут насладиться видом отреставрированной аполлоновой квадриги.

Сегодня реставраторы столичного Большого театра с гордостью отрапортовали: ремонт знаменитой аполлоновой квадриги на фронтоне здания закончен.

Впрочем, увидеть своими глазами знаменитую скульптуру работы Петра Клодта все желающие смогут лишь через месяц. Леса окончательно снимут ко Дню города, а пока обновленную квадригу осмотрел корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг и выяснил, сильно ли она изменилась.

Последние раз пощекотать копыта кистью и — готово. Издалека знакомый любому москвичу Аполлон в колеснице с четырьмя конями, кажется, только окрас сменил: всю театральную жизнь был темно-серым, отныне — зеленый. У реставраторов позади целый год лошадиной работы.

Владимир Никифоров, руководитель группы реставраторов: «Пасти у коней почему-то были в дырах. И очень сложно было туда забраться. У нас Владимир Иванович Марков занимался этими пастями. Мы его стоматологом прозвали».

Ощущение, что воссоздают квадригу Большого в маленькой мастерской, на самом деле обманчиво. То не изба, а шатер, что завис прямо над портиком театра. Тут же внутри — тиски, верстаки, аппараты для сварки и поддерживаемый микроклимат, ведь работа велась и в зной, и в метель.

Алексей Супрунов, руководитель ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации»: «При перевозке квадриги в заводские условия, могли произойти определенные деформации. Поэтому и было принято решение квадригу оставить на месте».

Что больше всего удивляет здесь, на высоте 20 с лишним метров, так это то, с какой точностью Клодт создавал главный символ Большого. С какой скрупулезностью, например, отлиты 58 листочков в венке Аполлона, с какой любовью созданы мельчайшие детали вроде ногтей на божественных пальцах или гвоздей на лошадиных подковах. Или зубы лошадей: редкие, кое-где выпавшие старые, должны свидетельствовать о благородном возрасте животных. Все это с земли, конечно же, не увидишь, но реставраторы уверяют: они взялись за дело всерьез. Точь-в-точь, как сам Клодт полтора века назад.

За все это время его кони бежать заметно устали. Их истрепали пожары XIX века, осадка фундамента театра в начале XX, осколки немецкой авиабомбы, что в 41-м угодили в лицо греческому богу красоты. Как увядала эта красота, видно и без посещения Большого. На купюре в 100 рублей московский Аполлон запечатлен с безжалостной точностью: обломался лавровый венок, отвалился фиговый листок. И только теперь все снова на месте. Что прячется в эти дни за колесницей и за фасадом Большого, куда менее очевидно.

Вопрос «Кем вы являетесь, реставратором или строителем?» в раскуроченном здании Большого задают многие из трехтысячной армии рабочих. Чего в театре, площадь которого вырастет вдвое, будет в итоге больше: культурного наследия или неизбежного новодела? Вырыв под зданием котлован глубиной в пять этажей для концертного зала, в Большом спохватились: под боком метро!

Алексей Зубков, руководитель генерального подрядчика реконструкции Большого театра: «По акустике должно быть 20 децибел. А у нас в связи с тем, что метро проходит всего лишь в 37 метрах, уровень шума порядка 40 децибел. Было принято решение, чтобы в метро были установлены резиновые прокладки на рельсы, и тем самым мы убираем 12 децибел».

Убрать все до последней проблемы на стройплощадке Большого теперь обещают к октябрю 2011 года, когда труппа вернется в старое здание. Впрочем, для тех, кто Большой помнит не по балетам, а лишь по банкнотам, картина примет привычный внешний вид уже через месяц. Ко Дню города леса с фасада, с торцов и с квадриги будут окончательно сняты.

Читайте также