Защитники старой Москвы предупреждают

03.08.2010, 23:22

Видео программы «Сегодня»

Активисты «Архнадзора» представили журналистам длинный список будущих жертв застройки исторического центра Москвы.

Общественное движение «Архнадзор» оспорит в суде законность сноса усадьбы купцов Алексеевых. Двухэтажный особняк, стоявший на улице Бахрушина в столице без малого два века, разрушили в конце июля. А журналистам сегодня показали и длинный список будущих жертв застройки исторического центра Москвы.

Репортаж корреспондента НТВ Сергея Морозова.

Раньше по негласному правилу борьба за тот или иной старый дом останавливалась со сносом этого дома. Теперь «Архнадзор» сменил тактику. От усадьбы купца Алексеева остались лишь фрагменты стен, но борьба за нее в самом разгаре.

Движение «Архнадзор» будет подавать в суд на московское правительство, разрешившее своим постановлением снос усадьбы. Сегодня активисты с документами в руках доказывали, что специалисты выступали против сноса и что, вопреки заверениям главного архитектора Москвы, разрушенные дома были в охранной зоне.

Константин Михайлов, координатор движения «Архнадзор»: «Специальным постановлением правительства Москвы эта охранная зона была подвергнута корректировке. Причем в мотивации этого решения было откровенно сказано, что делается это в целях реализации инвестиционного проекта строительства».

Отдельный вопрос: почему интересы инвестора стали уже самостоятельным аргументом против исторической ценности здания? Получается, что чем больше у инвесторов денег, тем меньше у Москвы ценных зданий.

Правительство Москвы, главный архитектор города и Москомнаследие сегодня отказались давать комментарии на эту тему. Между тем «Архнадзор» утверждает, что, следуя логике «регенерация — это снос», Комиссия по вопросам сохранения зданий утверждает новые и новые разрушения.

Власти якобы разрешили снести дома на Садовнической улице и на Остоженке — все в охранной зоне. Вероятно, будущим москвичам придется поверить, что это и есть историческая застройка, где-то когда-то жил художник Суриков или композитор Чайковский.

Наталья Самовер, координатор движения «Архнадзор»: «Даже если мы предположим, что в исторических зонах сносятся подлинные здания, а потом строятся точно такие же новые, мы поймем, что мы получаем масштабную фальшивку. Мы оставляем своим детям в наследство фальшивый город. Фальшивка не стоит ничего. Фальшивка оскорбительна для того потребителя, которому ее подсовывают».

Нынешнюю ситуацию, когда в Москве охраняются лишь отдельные памятники, а все вокруг уничтожается, защитники старины сравнили с турецким пляжем, где на песке выставляется копия храма Василия Блаженного и рядом — Эйфелевой башни.

Председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников Галина Маланичева предложила созвать под эгидой Общественной палаты конференцию с участием специалистов. И уже в ее рамках обсудить, что можно, а что нельзя делать в рамках «восстановления» архитектуры. В конце концов речь идет о требованиях закона.

Активисты «Архнадзора» утверждают, что хотя здание и снесено, охранная зона вокруг него остается. Это значит, что по закону здесь должно быть восстановлено все в полном объеме — не многоэтажная гостиница, а прежнее двухэтажное здание в классическом стиле со всеми архитектурными деталями.

Читайте также