Мраморных дев копирует лазер

29.07.2010, 21:29

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургские скульпторы провели эксперимент в области бесконтактной реставрации.

Смелый эксперимент завершился в одной из реставрационных мастерских Петербурга. Впервые российскими специалистами для изготовления копии скульптуры применили лазерную технологию. Теперь мировой шедевр с символичным названием «Прима вера» сделает опытное направление в отечественной реставрации обычным.

Реставрационные технологии будущего специально для НТВ увидел корреспондент Борис Иванин.

Физик Вадим Парфёнов пытается наглядно объяснить, в чем уникальность новой технологии. Метод копирования, который предлагает он, — бесконтактный. В лаборатории скульптуру просто прощупывают лазером.

Любое прикосновение — даже чтобы сделать слепок — губительно для мрамора. От времени и непогоды бюст и так слегка подустал. Все-таки почти 300 лет на открытом воздухе.

Вадим Парфёнов, руководитель лаборатории лазерных технологий: «Если посмотреть повнимательнее, тут видны трещины на поверхности скульптуры, имеются сколы, утраты авторского материала. Все имеющиеся здесь дефекты в процессе реставрационных работ необходимо устранить».

Все повреждения и дефекты, даже те, которые нельзя увидеть невооруженным глазом, распознать с помощью лазерных технологий уже не составляет труда. После обследования данные помещают в компьютер: получается трехмерная модель. Фактически — цифровой паспорт произведения искусства.

Следующий этап проходил уже в Италии. За дело, как и почти 300 лет назад, взялись зарубежные мастера. На фотографиях запечатлен весь процесс рождения «Новой весны». Так в переводе звучит «Прима вера» — название этой скульптуры. Мрамор тоже родной, итальянский шлифовали несколько раз. После обработки в Санкт-Петербург вернулась почти готовая копия.

Вадим Парфёнов, руководитель лаборатории лазерных технологий: «Когда мы поставили две скульптуры рядом, оригинал и копию, и смогли увидеть незначительные отличия, которые все-таки неизбежно происходят при работе станка. Поэтому элементы мелкой пластики приходилось на месте доводить вручную. Конечно, это уникальная работа».

После реставрации настоящая «Прима вера» отправится в Царское Село, но уже в музейные интерьеры. Ее место в парке давно и прочно заняла копия. Эта «Прима» блистает в стороне от своих стареющих сестер. Иначе уж очень сильно видна разница в возрасте. Здесь это пока единственная копия. Группы туристов специально знакомят со скульптурой.

Ирина Степаненко, хранитель скульптур Государственного музея-заповедника «Царское Село»: «Посетители оценивают. Они говорят: „Когда же вы добела отмоете остальные скульптуры так, как отмыли эту“». И, кроме того, когда моются скульптуры, они говорят: «Вы их красите?» Мы говорим: «Это мрамор, его нельзя красить». А они в ответ: «Эту же вы покрасили».

Шедевров мировой скульптуры, которые требуют реставрации или вовсе нуждаются в замене, в Царском Селе хватает. Хранитель признается: она бы с удовольствием отдала на копирование и другие. «Танцовщицу Кановы» и парочку нимф, например.

Но денег на все пока не достаточно. Создание первой копии реставрационная мастерская вообще финансировала из собственных средств. Музеи в этот эксперимент тогда просто не верили.

Сейчас всерьез заинтересовались. Так что в будущем в Петербурге может произойти скульптурная революция, если устаревшие методы воссоздания мировых шедевров уступят место более современным.

Читайте также