Окраинам архитектура не положена?

28.07.2010, 18:15

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Группа архитекторов мечтает украсить спальные районы Петербурга скульптурными композициями, но проект не удается реализовать.

Программа установки скульптур в новостройках провалилась. Два года назад Валентина Матвиенко одобрила проект изменения имиджа спальных районов. Однако за это время ее подчиненные не сделали ничего. Все документы Региональным архитектурно-художественным фондом подготовлены, однако Смольный молчит.

Репортаж корреспондента НТВ Анны Пейчевой.

Скучно живется в спальных районах. Тут парковка, тут площадка, там помойка. Вот, собственно, и все достопримечательности. Неинтересно. А ведь как здорово было бы сказать: я живу рядом с Авиакентавром или, скажем, по соседству с Ромео и Джульеттой.

Виктор Сиваков — директор архитектурно-художественного фонда и по совместительству — волшебник. Он окутывает Петербург тайной.

Виктор Сиваков, директор Регионального архитектурно-художественного фонда: «Как правило, некоторые вещи, которые поставили, они тут же жителями обзываются как-то. Они обрастают своей легендой, своей сказкой. И это получается иногда смешно, иногда забавно, но никогда не бывает зло».

Именно Виктор Сиваков придумал программу установки скульптур в новых районах города. 18 адресов, и с каждым связана любопытная история. Вот проект памятника влюбленным в Выборгском районе. Символизирует романтичную трагедию двух юных петербуржцев Карла и Эмилии.

Они покончили с собой из-за того, что родители не разрешали им пожениться. Достойно пера Шекспира, но не заинтересовало чиновников Комитета по градостроительству и архитектуре. Программу украшения спальных районов похоронили в столах КГА. И это несмотря на то, что губернатор Валентина Матвиенко охарактеризировала идею емким словом «супер» и поручила реализовать.

Виктор Сиваков, директор Регионального архитектурно-художественного фонда: «Первое совещание было, я почему запомнил — високосный год — 29 февраля 2008 года. Тут не запомнить нельзя. Где-то летом у меня был второй альбом. Я сдал в КГА и ждал, когда будет заключен договор, когда будем отчитываться. Два года прошло и выяснилось, что председатель КГА взяла наш альбом отчиталась им как своей работой».

После формального отчета работа и вовсе встала. Никто к Виктору Сивакову больше не обращался. Жители спальных районов памятников не дождались. Так, остался нереализованным проект Дмитрия Каминкера.

Известный петербургский скульптор, которого аплодисментами встречают в Русском музее, придумал украшение для Комендантского аэродрома. Это мифическое существо называется Авиакентавр — человек, самолет и лошадь одновременно.

Дмитрий Каминкер, скульптор: «Комендантский аэродром до этого назывался Комендантский ипподром. Потому что там действительно были скачки. Поэтому появилась такая идея, что лошади сменились на самолеты. И мне показалось, что человек, вписанный в эту красивую машину, становится кентавром. Потому что тогда не было парашютов. И если человек погибал, то он погибал вместе с самолетом. Он был единым целым со своей машиной».

Сергею Борисову повезло больше. Ему удалось поставить одну скульптуру в Коломягах, несмотря на равнодушие чиновников. Называется «Вектор» и совсем непохожа на классические петербургские монументы.

Сергей Борисов, скульптор: «Перетаскивать одну культуру в другое место, как шкафы перетаскивать, — это необязательно. Можно сделать что-то специальное для этих районов, что сочетается с этой архитектурой».

Местные жители, особенно маленькие, довольны. Монумент развивает как воображение, так и физическую форму.

Видимо, в ближайшем будущем «Вектор» останется единственной достопримечательностью Приморского района. Бюрократическая машина задавила эстетические порывы скульпторов. Спальные районы культурной столицы так и будут районами, куда приезжают только переночевать.

Читайте также