Радиоактивную лодку подняли на поверхность

28.07.2010, 19:08

Видеосюжет: Сергей Анцигин
Видео программы «Сегодня»

Одна из самых тяжелых катастроф в истории военно-морского флота произошла за восемь месяцев до Чернобыльской трагедии.

Сегодня в Приморье вспоминали о трагедии 25-летней давности. Тогда во время ремонта на местном заводе взорвался реактор атомной подлодки К-431. 10 человек погибли сразу, последствия же выброса радиации точно не известны до сих пор. Эта авария долгие годы оставалась в тени Чернобыльской катастрофы, произошедшей год спустя. И вот теперь полуразрушенную лодку решили утилизировать. Новость о том, что АПЛ вновь отправится в плавание, пусть и последнее — на судоремонтный завод, местные жители встретили с тревогой.

Корреспондент НТВ Сергей Анцигин — из Приморья.

За 20 лет службы на Тихоокеанском флоте атомная субмарина с заводским номером 175 успела совершить семь автономных походов. В 85-м году лодку поставили у заводского пирса в Приморской бухте Чажма на плановый ремонт.

Но кто же мог подумать, что именно этому атомоходу К-431 суждено потерпеть катастрофу, которую позже окрестят генеральной репетицией Чернобыля. Все произошло 10 августа 85-го года. В тот день жители поселка Дунай наблюдали поистине зловещую картину.

Евгений Азаров, житель поселка Дунай: «Был хлопок, взрыв, облако серого и потом черного дыма поднималось над заводом».

Бывший судосборщик Евгений Азаров уже в течение многих лет с трудом собирает сведения о катастрофе на подводном ракетоносце. Большинство официальных отчетов засекречены до сих пор. Известно, что на лодке проводилась замена отработанного ядерного топлива. Завершив эту операцию, сотрудники береговой технической базы приступили к испытаниям и выяснили: реактор левого борта закрыт негерметично. Рабочие попытались исправить положение.

С помощью плавучего крана они стали поднимать многотонную крышку. Однако вслед за ней наверх неожиданно потянулась и вся защитная система: компенсирующая решетка и связанные с ней управляющие графитовые стержни. В этот момент в бухту на полном ходу зашел торпедный катер. От набежавшей волны плавучий кран резко качнуло, и крышка поднялась на критический уровень.

В отсеке началась цепная реакция деления урана, и в считанные доли секунды прогремел мощный взрыв. Все 10 человек из перегрузочной команды погибли на месте. Исследования останков показали: уровень излучения в момент аварии достигал 90 тысяч рентген в час.

Лидия Васильева, жительница поселка Дунай: «Укол — пожизненно, таблетки — пожизненно».

Онкологическое заболевание у жительницы Дуная Лидии Васильевой выявили еще в начале 90-х. Всего в аварии пострадали около 300 человек. К ликвидации последствий привлекли не только службы Тихоокеанского флота, но и весь гражданский персонал завода в добровольно-принудительном порядке. Лидия Васильева вместе с коллегами обычным стиральным порошком отмывала станки в цехах, расположенных в сотне метров от эпицентра аварии. Только теперь она понимает: элементарными мерами безопасности по незнанию тогда попросту пренебрегали.

Лидия Васильева: «Мы отмывали вручную, без перчаток, у меня руки светились, зеленые насквозь были».

Официального статуса ликвидаторов ни Лидия Васильева, ни Евгений Азаров добиться не смогли. В списках участников этой операции сначала значились имена всех заводчан, то есть более двух тысяч человек. Позже количество ликвидаторов сократили до 300. Те, кто не получил заслуженных льгот по-прежнему борются за свои права.

Одна из самых тяжелых катастроф в истории Российского военно-морского флота произошла за восемь месяцев до всемирно известной Чернобыльской трагедии. При всей разнице в обстоятельствах масштабах и последствиях схема этих аварий, по мнению экспертов, одна и та же: избыточный вывод защитных стержней из активной зоны приводил реакторы в неуправляемое состояние. В обоих случаях это закончилось тепловым взрывом.

Евгений Азаров: «Если бы не засекретили всю информацию, можно было бы избежать и Чернобыльской катастрофы».

Как уверяют специалисты, к концу апреля К-431 будет полностью утилизирована. Ядерный отсек поместят в саркофаг и отправят в пункт изоляции аварийных подводных лодок в приморской бухте Разбойник.

Читайте также