Радиолюбители по всему миру сегодня в эфире недосчитаются привычных позывных. Легендарный Куйбышевский радиоцентр закрыт навсегда, а его башни начали сносить.
Радиолюбители по всему миру сегодня в эфире недосчитаются привычных позывных. Легендарный Куйбышевский радиоцентр закрыт навсегда, а его башни начали сносить.
Последние минуты и больше полувека истории титана эфира в репортаже корреспондента НТВ Сергея Савина.
Это не просто демонтаж некогда самой мощной радиостанции в мире. Это конец целой эпохи в отечественном радиовещании, когда для того, чтобы объять земной шар сигналом, требовались колоссальные затраты.
Александр Николаевич проработал на Куйбышевской радиоцентре имени Попова 40 лет. Во время Великой Отечественной войны это были передовые технологии. Спустя 60 лет сплошной убыток: энергозатраты максимальные, эффективность минимальная.
Александр Максимов, начальник радиовещательной станции им. А. С. Попова: «У вас дома лампочка 100 ватт. Кипятильник один киловатт. А это миллионы киловатт, понимаете? Затраты по электроэнергии и по излучаемой мощности. Сегодня появились новые технологии».
Эти
Юрий Желуницын, директор
В сороковых годах, когда под Куйбышевым началась стройка, это был полный аврал: эвакуация оборудования
Информационный фронт в том числе и здесь, под Куйбышевым. Германия ведь не испытывала никаких сложностей с организацией передающих станций. Захватывая страны, немцы использовали уже существующие радиосети. Нацистская пропаганда работала на полную катушку. Требовался срочный и адекватный ответ голос Советского Союза, который услышали бы по всему миру. Работы велись в обстановке строжайшей секретности. Ход строительства курировал лично Берия.
Куйбышевский радиоцентр покрывал вещанием всю Европу, Северную Африку, Дальний Восток, а в ночное время его очень хорошо слышали в Америке.
Юрий Левитан в Куйбышев, впрочем, не приезжал. Сигнал передавался из Москвы по специальному каналу. Но на случай разрыва линии связи в радиоцентре были автономные вещательные студии. Там постоянно сидел диктор и переводчик с немецкого.
Передачи шли на оккупированную территорию. Даже частоты Куйбышевского центра специально выбирали близкие к немецким, чтобы в Германии и других странах при настройке сигнала можно было легко попасть и на советскую пропаганду. Впрочем, одной пропагандой дело не ограничивалось. Передавалась информация для агентуры, работающей в тылу у противника, а также выдавались кодированные команды на подрыв фугасов, оставленных в захваченных немецкими войсками городах.
В первую очередь это был военный объект. Здесь располагалась зенитная батарея для защиты от воздушных атак, имелся и подземный бункер для контроля и управления. В этом бункере находилось оборудование и управление радиоцентра.
Технически для сороковых годов здание считалось непробиваемым. Плиты монолитного железобетона толщиной 1 метр. Они рассчитывались на прямое попадание авиационной бомбы весом в полтонны. Тогда мощнее боеприпасов просто не существовало. Но вот сейчас бункер закрыт, пять лет назад радиоцентр прекратил свое существование. Оборудование вывезли, здание опечатали.
Задачи, которые ставило правительство в годы войны перед радиоцентром, выполнены. Уже после войны объект активно глушил иностранные радиопередачи.
Александр Максимов, начальник радиовещательной станции им. А. С. Попова: «Во всех центрах была попутная работа, о чем мы как раз всегда умалчивали и умалчиваем».
Последние четыре мачты радиостанции снесут на следующей неделе. Они находятся вблизи населенного пункта, поэтом жителей поселка Новосемейкино заранее попросили освободить дома.
После сноса радиооборудования местные власти хотят на освободившихся площадях построить стадион или коттеджный поселок. Связисты надеются, что на памятном месте оставят хотя бы небольшой музей.
Читайте также
- В Петербурге увековечили память блокадных журналистов
- В России, за рубежом и в космосе: ТАСС отмечает 120 лет со дня основания
- Путин: Украина утащила с собой все полученное «с барского плеча» СССР
- Путин рассказал Такеру об истории названия Украины
- Юбилей петербургской «Вечерки» отмечают первополосным вернисажем
- «Был защитником маленького человека»: редакция «Комсомолки» скорбит по главреду Сунгоркину