Оперная мелодрама для сопереживающих

20.07.2010, 18:26

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Михайловский театр закрывает свой 177-й сезон премьерой — оперой Джузеппе Верди «Бал-маскарад».

Михайловский театр закрывает свой 177-й сезон премьерой — оперой Джузеппе Верди «Бал-маскарад». Спектакль стоит увидеть хотя бы только из-за необычной биографии режиссера. Латыш Андрейс Жагарс известен как актер, как постановщик (несколько лет назад стал Генеральным директором Латвийском национальной оперы). И, наконец, самый неожиданный факт: Жагарс — отличный ресторатор. Он открыл несколько ресторанов с международной репутацией.

О том, как Андрейсу Жагарсу удалось самое свежее блюдо в театральной карьере — опера «Бал-маскарад», расскажет корреспондент НТВ Юлия Олещенко.

«Бал-маскарад» — единственная опера Верди, действие которой разворачивается в Соединенных Штатах Америки. Столь неожиданную географию автору навязали цензоры. Либретто, изначально основанное на подлинной истории убийства шведского короля Густава III, полтора века назад сочли политически рискованным и заставили перенести место действия в заокеанский Бостон.

Но «Бал-маскарад» в Михайловском театре в некотором смысле восстанавливает историческую справедливость. Здесь в центре событий действительно — европейский монарх.

Режиссер Андрейс Жагарс, возглавляющий Латвийскую национальную оперу, на петербургской сцене предпочел ставить Верди в декорациях начала прошлого века.

Андрейс Жагарс, режиссер, генеральный директор Латвийской национальной оперы: «Когда монархи теряли популярность. Короли разных стран думали, чувствовали такое настроение в обществе, что монархии становятся нестабильными. Чувствовалось начало первой мировой войны. Нам показалось визуально и эстетически интересным югент-стиль. Тогда женщин одевали в пуарэ».

Роскошные костюмы, динамичные мизансцены. Жагарс превращает «Бал-маскарад» из номерной оперы — набора известных арий — в драматичную историю любви, когда зритель постоянно сопереживает главному герою.

Дмитрий Головнин во второй раз исполняет главную партию «Бала-маскарада». Правда, здесь он не губернатор Ричард, а король Густаво. У него не напудренный парик, а усики на шведский манер. Но для тенора это не главное.

Дмитрий Головнин, солист Михайловского театра: «Если бы мне кто-нибудь десять лет назад сказал, что я пою партию Густаво в „Бале-маскараде“… Я бы не поверил. Но вот пою и я счастлив!»

Известный итальянский писатель и политический деятель Даннунцио не даром называл «Бал-маскарад» самой мелодраматической из мелодрам. Исполнительница партии Амелии — влюбленной в короля замужней дамы — во время спектакля даже плачет.

Мария Литке, солистка Михайловского театра: «У меня были моменты, близкие к этому. Обычно ария, которая обращена к ребенку, к сыну, всю душу выворачивает у актрис».

Говорят, «Бал-маскарад» — опера, окруженная мистическим ореолом. Например, во Флоренции ее и сейчас ставят с оглядкой. В Михайловском театре в предрассудки не верят. Блистательный состав и незабываемый Верди гарантируют публике оперу-праздник, который, благодаря сотрудничеству с рижским режиссером, может продлиться ни один сезон.

Читайте также