Совхозы едва держатся на плаву

19.07.2010, 17:11

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Животноводческие предприятия Ленобласти едва держатся на плаву.

Сегодня Правительство Ленобласти бодро отчиталось: собрано и высушено 59 тысяч тонн сена, а всех видов травяных кормов в хозяйствах заготовлено более 60% от запланированных показателей. Оптимистично настроенные чиновники умолчали о самом главном: большая часть усилий потрачена, по сути, впустую. Кормить сеном уже совсем скоро будет некого. Сельхозпредприятия доживают последние дни.

О печальной тенденции — в репортаже корреспондента НТВ Катерины Правдиной.

Современные трудности отдаленных от мегаполисов животноводческих предприятий в чем-то похожи на те, с которыми борются колхозники в старых черно-белых фильмах. Разница лишь в том, что сегодня эта сельхозотрасль перестала быть приоритетной. Не говоря уже о престиже и рентабельности.

Молодой пастух теперь редкость, так же как и получение прибыли. Заработанных от реализации молока денег едва хватает, чтобы свести концы с концами. И то, если покупатель не подводит.

Александр Минин, директор сельскохозяйственного предприятия: «Одна из основных бед, когда молокозаводы начинают задерживать платеж денежных средств. Это тянет за собой несвоевременную выплату зарплаты, налогов. Потом налоговики шлет пенни, штрафы. Все собирается, как снежный ком».

В хорошие времена поголовье этого предприятия насчитывало 2,5 тысячи. Сегодня только 400 коров, из них дойных — 240. В сутки дают три тонны молока, а для неубыточной фермы надо восемь. Выход есть — увеличить стадо буренок.

Но это тоже дело непростое. Ведь чтобы вырастить одну, потребуется 70 тысяч рублей, и молоко она начнет давать не сразу. Можно купить. Взрослая корова финской айшерской породы стоит 60 тысяч. Но где взять деньги? И потом где их содержать?

Когда, казалось, крах был неизбежен, дверь перед фермерами открыли и чиновники, и банкиры. Руководству предприятия осталось только построить новые коровники, чтобы получить кредит на покупку спасительного поголовья.

Светлана Бармина работает на предприятии почти 30 лет. Какими бы трудными не были времена, об увольнении не думала ни разу. Когда фермерство — призвание, готов на все, лишь бы эту ферму не закрыли. Всем своим подопечным доярка дает имена, различает их по голосам и по характеру.

Светлана Бармина, оператор машинного доения: «Я столько лет работаю. Они привыкают. На выходной уйдешь, вроде бы и балуются, как дети… Я их люблю, как детей».

Они отвечают ей тем же, никогда не подводя с надоями. Правда, из-за кризиса 2008 года, когда молокозаводы задолжали миллионы рублей, а комбикорма отказались поставлять в долг, молоко стало первого сорта, а не высшего. Его силосом, который научились заготавливать на допотопной технике, не достичь.

В советское время животноводческий комплекс считался чуть ли не градообразующим предприятием. Фермы Подпорожского района насчитывали тысячи коров. Сегодня лишь около 600, и работают всего два хозяйства. При этом одно из которых держится на плову весьма неуверенно.

В конце зимы коровы винницких фермеров откровенно голодали. Кончились не только покупные корма, но и собственные заготовки. Техника не выдержала сенокоса. Чиновники, впрочем, исполнены оптимизма и заверяют, что предприятие, обеспечивающее работой жителей отдаленных уголков Ленинградской области, не должно прекратить свое существование.

Читайте также