Амурские умельцы делают непотопляемые лодки

17.07.2010, 08:15

Видеосюжет: Дмитрий Андреянов
Видео программы «Сегодня»

В Хабаровском крае осваивают старинный водный транспорт. В Амур вышел караван кунгасов.

В Хабаровском крае осваивают старинный водный транспорт. В Амур вышел караван кунгасов — деревянных лодок, которые когда-то изобрели аборигены с берегов Охотского моря. Специально для НТВ корреспондент Дмитрий Андреянов выяснил, что интересного нашли корабелы в эскизах из краеведческого музея.

Флотилия кунгасов готовится к выходу в Амур, на берегу идут последние приготовления. Корабелы несколько дней испытывали суда на плаву. Сейчас лодки подняли на берег, чтобы заделать щели в бортах, но не все, а только лишние.

Вода в лодке совсем не означает, что судостроители при сборке конструкции допустили какой-либо брак. Корпус специально не делают абсолютно герметичным, чтобы вода через щели попадала внутрь, образуя своеобразный бассейн. Это нужно для того, чтобы свежепойманная рыба как можно дольше оставалась живой и не пропадала, как в обычном садке.

Кунгасы (иногда их называют «щелевеками») — древние плавсредства народов Приамурья и Сахалина. Несколько столетий назад айны и нивхи кожаными лентами нарезали еловые рейки, так как металлических инструментов у аборигенов естественно не было.

Алексей Савин, плотник: «Сырая елка распиливается и собирается сырой, потому что сухая доска лопается. Потом конструкция высыхает, форму принимает, пропенивается, обшивается и спускается на воду».

Используются строительная пена и шурупы-саморезы, других современных элементов в конструкции нет. Пена как герметик сейчас заменяет болотную тину, шурупы избавляют от необходимости крепить борта деревянными клепками.

Николай Николаев, предприниматель: «Плавсредство шпаклюют, доделывают, заделывают щели оставшиеся, затем спускают на воду. Лодка какое-то время стоит, потому что доска должна разбухнуть. Затем снова вытаскиваем, доделываем оставшиеся щели, красим, после чего изделие готово к эксплуатации».

Общий вид судна кораблестроители подсмотрели в краеведческих музеях. Чертежи составляли по рисункам древних. Обводы бортов, изгиб киля, плоское дно — сходство со старинными оригиналами 100-процентное. На лодке класса «река-море» можно пускаться в плавание как по речным водам, так и по неспокойным морским.

Николай Николаев, предприниматель: «Если верить отзывам рыбаков, наши лодки безопаснее намного, чем катер, допустим, или лодка обычная. Он фактически непотопляемый. Мы проводили эксперименты, кунгас заливали водой полностью, он не тонет, остается на плаву. Естественно, воды полно, но все равно плавает».

Наладить массовую сборку старинных судов амурские предприниматели, рыбаки и охотники решились вовсе не от любви к истории родного края. Кунгасы оказались весьма экономичными и грузоподъемными плавсредствами.

Период навигации на море короткий. К сентябрю в отдаленные таежные поселки необходимо обеспечить продуктами, медикаментами, стройматериалами и прочими необходимыми товарами. Заказывать баржу — счет пойдет на миллионы, а дорог в этих краях до сих пор нет.

Роман Чупин, столяр: «Баркас водоизмещением 2,5 тонны воды и грузоподъемностью пять тонн. Парни потом в низовьях на них будут рыбу ловить. Вешается подвесной двигатель дизельный, и все, можно идти на промысел».

Кунгасы-тяжеловозы берут на борт до восьми тонн груза. Компактный китайский мотор с первой попытки не заводится, но зато после удачного запуска может пыхтеть сутками.

Первый караван с товаром для таежных пристаней лавирует несколько часов. Собрать десяток кунгасов в одну связку — тоже искусство, и искусство древнее. А вот постигать его современным корабелам приходится методом многочисленных проб.

Эскадра уходит в плавание до затерянного в тайге села Сусаннино, что в 100 километрах от Амурска. Время в пути почти как в старину — трое суток.

Читайте также