Специалисты подсчитывают ущерб

16.07.2010, 16:04

Видео программы «Сегодня»

Специальная комиссия Министерства культуры пытается оценить ущерб, который нанес сильнейший пожар Реставрационному центру имени Грабаря.

Специальная комиссия Министерства культуры пытается оценить ущерб, который нанес сильнейший пожар Реставрационному центру имени Грабаря. В здании до сих пор чувствуется сильный запах гари, многие помещения залиты водой.

Сегодня был открыт доступ в основное хранилище центра. Уже известно, что оно не пострадало. Там находилась большая часть картин. Основной урон нанесен тем произведениям искусства, которые были в мастерских.

За работой спасателей и экспертов следит корреспондент НТВ Александр Калинин.

Пожарные закончили свою работу примерно в час дня. Только после этого члены госкомиссии смогли попасть внутрь здания. Теперь им предстоит оценить масштабы ущерба, нанесенного вчерашним пожаром. Первым делом был открыт бункер, в котором хранились большинство работ. Этот бункер обладал собственной системой вентиляции. И именно на него возлагали надежды сотрудники Центра Грабаря.

Наталья Уварова, пресс-секретарь Министерства культуры РФ: «Члены комиссии были допущены в хранилище. Они спустились, открыли ключами все комнаты, которые в хранилище находятся, при первичной оценке могут сказать, что хранилище не повреждено. Они открывали комнаты, смотрели. Бункер оказался абсолютно герметичен. Все работы, которые находятся там, не повреждены».

По данным Министерства культуры, в Центре Грабаря хранились более 400 работ из музейных фондов России, а также частных коллекций. Вчера удалось вывезти около 60 картин и более 50 графических работ. Сегодня эта спасательная операция музейных экспонатов продолжается, но с теми из них, что во время пожара хранились на реставрационных столах, многие уже просто попрощались.

Алексей Владимиров, директор Научно-реставрационного центра им. Н. Э. Грабаря: «Предметы искусства, лежавшие на рабочих столах, доставлены, наверное, из 50 музеев. Была одна картина из Оружейной палаты, из Третьяковки ничего не было, из Пушкинского не было. В основном работаем на музеи страны, на периферийные музеи — Вологда, Псков. Вот это самое сложное, самое страшное».

Известно также, что на реставрации в Центре Грабаря хранились работы из Великого Новгорода, Кирова, других городов России. За ценные экспонаты свои очень переживали и в подмосковном Архангельском, но когда появилась информация о первых результатах работы государственной комиссии, музейщики в Архангельском немного успокоились.

Людмила Гринёва, заместитель директора по учету и хранению Государственного музея-усадьбы «Архангельске»: « „Жертвоприношение Ифигении“ стояла на мольберте в так называемом „аквариуме“, такое есть понятие в Центре Грабаря. По сведениям, которые мы получили, она цела, но больше никаких сведений пока нет».

Около получаса назад в Центр Грабаря начали заносить упаковочные материалы. Это может говорить о том, что найдены уцелевшие работы, теперь их будут тщательным образом обследовать, упаковывать и на специальных машинах отправлять в хранилище Министерства культуры и других столичных музеев, которые согласились помочь.

Говорить о масштабах ущерба по-прежнему никто не берется, поскольку комиссия продолжает свою работу. И после того, как она закончит эту работу, можно будет говорить о каких-то цифрах, о каких-то конкретных масштабах ущерба, нанесенного вчерашним пожаром.

Читайте также