Пленэр под крышей

15.07.2010, 19:44

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

К открытию деревни художников ЦВЗ «Манеж» выстлали настоящей травой.

В Центральном выставочном зале «Манеж» открывается деревня художников. Две недели петербургские мастера будут работать на пленэре под крышей. Для того чтобы создать условия, максимально приближенные к естественным, в центр города доставили два огромных грузовика песка и 700 квадратных метров дерна.

О подготовке к выставке — в репортаже корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

На первый взгляд, можно подумать, что дерн тоже объект концептуального искусства. А, на самом деле, — необходимое условие для художников — трава. Газоны привезли в дерновых рулонах. В Манеже воссоздали привычную атмосферу для творцов — их любимые Озерки. Правда, строить искусственный пруд посреди зала так и не стали.

При такой температуре трава, конечно, может быстро засохнуть. Но на мраморный пол выставочного комплекса положили подстилки. Зелень будут увлажнять.

Даниил Каминкер, скульптор: «Мы застелили все полиэтиленом, рогожей. Когда будем поливать, вода не будет протекать».

Как считают участники группы объединения художников «Озерки», их произведения искусства создавались на природном ландшафте. Поэтому отрывать некоторые скульптурные композиции от природы нельзя. Во всяком случае на таком зеленом газоне деревянный мамонт или, как его назвал автор, Папонт, смотрится действительно веселее.

Однако некоторые работы Дмитрия Каминкера не нуждаются в натуральном ковре. Эти скульптуры несут философский смысл и сделаны на тему библейских сюжетов. Хотя художник и переиначил кое-какие детали на свой лад.

Дмитрий Каминкер, скульптор, председатель правления «Деревня художников»: «Скульптура называется „Иова во чреве Кита“. От кита остался остов, скелет. Это такие шпангоуты и там человек сидит. Вообще, в Библии кит его выплюнул. А здесь такое впечатление, что человек остался навсегда, как в подводной лодке люди остаются надолго».

А рядом воплощенная в дереве борьба Иакова с ангелом, который изображен в виде башни. По словам скульптора, он постарался передать вечное желание человека построить великое, хотя чаще получается Вавилонская башня.

По версии Каминкера, человек становится сам частью возводимой конструкции. На творчество скульптора давно обратили внимание искусствоведы Русского музея. На выставку в манеже уже доставили известные работы.

Алёна Василевская, заведующая отделом скульптуры XX-XI в. в. Государственного Русского музея: «Скульптура называется „Организатор“. И мы гордимся, что мы ее приобрели одной из первых. После этого, как вы знаете, работа была сделана в бронзе. И теперь она стоит на улице Правды».

Студенты института кино и телевидения назвали изваяние по-своему — «Режиссер». Возможно, судьба быть увековеченным в бронзе или камне и поставленным на постамент на петербургских улицах ожидает и другие работы. Художники стараются выразить в пластике самые неожиданные вещи или создают инсталляции.

Макс Васильев-Краснопёров, художник, искусствовед: «Здесь наша планета представлена как пациент, которого со всех сторон анализирует кто-то или что-то. Везде представлены кардиограммные датчики».

Скорее всего эта работа как никакая другая ярко показывает характерные тенденции в мировом искусстве. Искусствоведы говорят, что лучшие свои творения выставляют мастера среднего возраста, которые сформировались еще в 70–80-х. А молодое поколение творцов пока только пробует свои силы.

Читайте также