«Тоска» на троих

13.07.2010, 18:37

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербургской консерватории премьера оперы Джакомо Пуччини.

Театр оперы и балета Санкт-петербургской консерватории закрывает сезон премьерой. Сегодня на его сцене — одно из самых репертуарных произведений Джакомо Пуччини «Тоска», которому в этом году исполнилось 110 лет.

Композитор решил написать оперу после того, как увидел легендарную Сару Бернар в одноименной драматической постановке. Арии из «Тоски» есть в репертуаре всех признанных мастеров. Так, например, Паваротти, заканчивая карьеру, на прощание с публикой выбрал именно это произведение о классическом любовном треугольнике.

Оперу на троих прослушал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

В театре консерватории поставили одну из самых популярных произведений мирового оперного репертуара. «Тоску» исполняли лучшие певцы ХХ века. В разные годы главные партии отдавали Мария Каллас и Лучано Паваротти.

В последней постановке Мариинского театра пела, как говорят сегодня, — лучшая «Тоска» мира Мария Гулегина. А на сцене театра консерватории, несмотря на скромные финансовые возможности, создали постановку, интересную и музыкально, и драматически одновременно.

Перед началом генеральной репетиции в одном из классов распеваются хористы. По сюжету это хор римской церкви Сант-Андреа. В опере Джакомо Пуччини действие происходит в знаменитых местах Вечного города в 1800 году.

Поэтому большинство постановок оформляли под церковь Сант-Андреа, дворец Фарнезе, и замок Сант-Анджело. Но в консерватории сочли, что римские достопримечательности и так известны. В театре решили: не имея несколько миллионов долларов на эту оперу, создать оригинальную минималистическую сценографию. Как считает Сергей Стадлер, в «Тоске» главной должна быть музыка.

Сергей Стадлер, народный артист России, музыкальный руководитель и дирижер постановки: «„Тоска“ — одна из интересных и популярных одновременно опер в мире. Даже конфеты существуют „Тоска“. И, действительно, постановка именно этой оперы нам предъявляет серьезные музыкантские требования и к оркестру, и к певцам, и к дирижеру».

По словам музыкального руководителя, именно поэтому на главные партии пригласили исполнителей из разных театров России. Эти партии требуют мастерства, которого еще нет у студентов консерватории.

Каварадосси и Скарпиа поют солисты Екатеринбургского оперного театра. Тоску исполняет примадонна Краснодарского музыкального театра Гульнара Низамова. Для певицы эта партия дебют.

Гульнара Низамова, исполнительница партии Тоски: «Конечно, я знала, конечно, я прослушала, прежде чем учить это произведение. Я переслушала всех, кого только возможно. Но все-таки каждый дирижер требует своего».

Несмотря на просьбы дирижера беречь связки до премьеры, некоторые эмоциональные места Низамова исполняла в полный голос. Объяснилось все просто: в зале были друзья и родственники певицы, которые не смогут прийти на спектакль.

Хотя ценители оперы, как правило, ждут арию Каварадосси, как исполнитель возьмет верхнее «до». Именно в этой партии Паваротти простился с публикой в «Метрополитен» шесть лет назад.

И всегда вызывает интерес публики, когда оперу ставит драматический режиссер. На афише заявлены сразу два постановщика: известный петербуржцам Григорий Козлов и молодой режиссер Егор Чернышов. Его последние работы были в БДТ.

Егор Чернышов, режиссер-постановщик: «Естественно, я учитываю всю психологию данной ситуации. И дальше в музыку эту психологию мне нужно разложить. То есть в драмтеатре я раскладываю психологию только в пространстве, то здесь не только в пространстве, но и в музыке».

Решение пригласить драматических режиссеров в консерватории расценивают не как дань моде. А возможность реализовать на сцене, которая находится при музыкальном вузе и по определению считается экспериментальной, новые идеи современного театра в классическом репертуаре.

Читайте также