Так двигали торговлю

07.07.2010, 21:00

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Мраморном дворце открылась выставка рекламных плакатов ХХ века.

В Русском музее в эти дни можно встретить рекламщиков в поисках новых идей. Там открылась экспозиция, демонстрирующая, как двигали торговлю в начале прошлого века. 100 плакатов показывают не только уровень креативности той эпохи, но и знакомят с ассортиментом услуг и товаров того времени.

Корреспондент НТВ Константин Борошнев всмотрелся.

Деталь любого городского ландшафта, неотъемлемая сегодня, как и столетие назад. Старт ее вековой дистанции дала хромолитография. Новый для имперской России способ многоцветной печати, быстрый, экономичный и главное недорогой.

Екатерина Климова, заведующая отделом гравюры XVIII-XXI в. в. Государственного Русского музея: «Судя по тому, что реклама очень разнообразная и с точки зрения адресованности самым разным социальным слоям, я думаю, это могли себе позволить многие».

Как сказали бы сейчас «наружка», до революции, конечно, была элегантна, но всегда оставалась очень доходчивой и простой. Мыло, шоколад, сигареты — что продавалось, то и появлялось на плакате. При этом художественные приемы, взять хоть табачный баннер, актуальны в рекламной продукции до сих пор.

Из многочисленной армии художников-плакатистов в истории остались имена лишь нескольких. Да и то только тех, кто прославиться сумел в смежных с наружной рекламой профессиях. Как, например, авторы пивной агитки — художник Александр Родченко и поэт Владимир Маяковский.

Этот союз художника с поэтом на заре советской эпохи был самым дорогостоящим рекламным брендом. Плакаты от Родченко с Маяковским расходились многотысячными тиражами. Их главный заказчик — Моссельпром — обеспечил друзьям безбедное творческое существование.

Ирина Золотинкина, старший научный сотрудник отдела гравюры XVIII-XXI в. в. Государственного Русского музея: «Это как своеобразный эталон, которым вдохновлялись или использовали в зависимости от темперамента или степени дарования таланта художника другие московские и ленинградские мастера».

Еще одной культовой для рекламщиков фигурой в те годы стал художник Дмитрий Буланов. Именно его работы сейчас на стилизованных открытках в любом книжном магазине. Он же трудился в штате ленинградского бюро рекламы, которое с 26-го «наружку» делало, размещало и даже пропагандировало.

Ирина Золотинкина, старший научный сотрудник отдела гравюры XVIII-XXI в. в. Государственного Русского музея: «Использовались всякие столбы. Например, бывшие газовые фонари, которые вышли из употребления, также трамвайные столбы. Для них художники специально разрабатывали кронштейны. Все это с ведома рекламного бюро. С соответствующими бумагами и наверняка какими-то отчислениями».

Как утверждают музейщики, современный рекламный баннер взял из первой четверти прошлого века все лучшее. Напористость, доходчивость и самый, пожалуй, популярный сейчас прием — яркое лицо рядом с вашей продукцией.

Екатерина Климова, заведующая отделом гравюры XVIII-XXI в. в. Государственного Русского музея: «Когда галоши рекламирует женщина в древнерусском костюме, знатная женщина, считалось, что это повышает статусность продукции».

Медийные лица той эпохи на плакатах почти не появлялись. Лишь десятилетие спустя — в середине 30-х — возникают действительно узнаваемые персонажи. Всесоюзно известные передовики производства и культовые колхозницы. Правда, уже с рекламой не табака или шоколада, а советских идеалов.

Читайте также