Для похорон красноармейцев не хватило гробов

22.06.2010, 19:21

Видеосюжет: Ольга Чернова
Видео программы «Сегодня»

Останки 437 семи красноармейцев, большинство из которых навсегда останутся неизвестными, сегодня перезахоронили в хуторе Сибирском Воронежской области.

Останки 437 семи красноармейцев, большинство из которых навсегда останутся неизвестными, сегодня перезахоронили в хуторе Сибирском Воронежской области.

Братскую могилу на этом месте нашли в конце апреля. Благодаря медальонам удалось узнать имена только четверых. Сказать, что провожали их с честью, будет преувеличением.

Корреспондент НТВ Ольга Чернова
— с места событий.

Дорога из Донецкой области в Воронежскую для внуков красноармейца Захара Бандурки стало дорогой в историю. О своем дедушке знали, что он ушел на войну в 37 лет. В 42-м году семье сообщили: пропал без вести. В его гибель родные не верили.

Людмила Линник, внучка рядового Захара Бандурки: «Может, он там где-то после войны женился там, где-то другая семья».

Виктор Литвиненко, внук рядового Захара Бандурки: «Смотрели НТВ и в новостях увидели сообщение о том, что нашли. Мороз по коже пробежал».

Останки рядового Захара Бандурки и еще 400 красноармейцев нашли накануне юбилея Победы в 130 километрах от Воронежа на окраине хутора Сибирский. По архивным данным, здесь в июле 42-го по январь 43-го размещался один из четырнадцати концлагерей, которые гитлеровцы организовали для строительства стратегически важного участка железной дороги, в обход узловой станции , которую так и не удалось захватить немцам. Военнопленных кормили один раз в день просом с водой и заставляли работать по 10–12 часов в сутки.

Виктор Стрелков, краевед: «Сюда были согнаны в общей сложности около 30 тысяч военнопленных».

Поисковики показывают родным яму, в которой нашли обгоревшие останки их деда. По документам Госархива, историки установили дату гибели военнопленных — 17 сентября 42-го года. Из воспоминаний бывшего узника: в этот день гитлеровцы заложили в печку барака взрывчатку.

Когда печь затопили, последовал оглушительный взрыв, начался пожар. Пленные кинулись к дверям. Фашисты начали стрелять. Сгорели и задохнулись 447 человек. Среди останков нашли 15 солдатских медальонов. Половина оказались пустыми, лишь 4 анкеты прочли. Родным рядового Бандурки передали его личный медальон и вкладыш от него.

Организовать перезахоронение районные власти обязали сельсовет. Обелиск и надгробную плиту сделали за счет родителей школьников. 10 гробов взяли в долг, но в них поместились лишь останки 120 погибших. Остальные 300 уложили в могилу в целлофановых пакетах. Солдатам, которые маскировали гору останков еловыми ветками, было стыдно.

Рядовой: «Если бы нам сказали, что такое мероприятие, а гробов не хватает, то в нашей части каждый солдат скинулся бы».

Дети читали стихи о войне, бабушки плакали. Родственники Захара Бандурки были благодарны за то, что могила без вести пропавшего деда найдена. Местные чиновники оправдывались.

Александр Колесников, заместитель главы администрации Острогожского района Воронежской области: «Эти деньги — пожертвования. Вот собрали, как говорится, всем миром, насколько хватило. 10 гробов. Все вот это мероприятие…»

Внуки красноармейца решили увезти с собой в Донецкую область горсть воронежской земли и помочь с благоустройством братской могилы, которую так долго искали. Зимой 43-го года, когда гитлеровцы отступали на Дону, военнопленных они расстреливали и сжигали.

По некоторым подсчетам в концлагерях на территории Воронежской области погибли около 100 тысяч человек. Поиски массовых захоронений военнопленных планируют продолжить.

Читайте также