Видео программы «Итоги дня»
Вызывавшие яростные споры поправки о декриминализации семейных побоев дали неожиданный эффект. Об этом заявил глава МВД Владимир Колокольцев. Суды, имея возможность приговаривать домашних тиранов к аресту или обязательными работами, предпочитают ограничиваться штрафами. С начала года зафиксировано более 160 тысяч фактов побоев, а расследованы как преступления всего 7 тысяч.
Семейное насилие проблема, конечно, не только российская. И решают ее в разных государствах по разному. Но ни в одной стране мира картина не близка к идеальной. Что делать с этой бедой в России, особенно, в свете последних жутких случаев, вроде трагедии в Серпухове?
В самом словосочетании «домашнее насилие» ключевое слово «домашнее». По некотором данным, оно встречается в каждой четвертой семье. Но остается там за закрытыми дверями. Потому и статистика, отчасти, лукавая: пока жертва не признается, никакой жертвы и нет. Почти год назад побои перестали быть уголовным преступлением. И этот год без уголовки показывает: наказывать за них стали чаще.
Валентин Гефтер, правозащитник: «Если сравнить статистику этого года, после принятия решения, и прошлого года видно, что более чем в три раза увеличилось число наказанных людей. Но они наказаны не в уголовном порядке, а в административном. Они наказаны штрафами. Я думаю, что это и показывает: безнаказанность уменьшилась».
Но министр внутренних дел в этом видит опасность: в 70 процентах случаев суды наказывают штрафом. А кто его платит, если бюджет семейный? Некоторые отмечают за побои и раньше не сажали, так что закон, можно сказать, не работал. Другие уверены поправки развязали руки домашним тиранам.
Анна Ривина, юрист: «Самое страшное, что побои перестали быть преступлением. В сознании наших граждан они стали именно правонарушением, которое можно поставить в один ряд с неправильно припаркованной машиной. К большому сожалению, наши сограждане именно так услышали: теперь можно бить».
Депутат Оксана Пушкина выступала против поправок о побоях. Теперь она подготовила новый закон.
Оксана Пушкина, депутат: «Мы подготовили закон, он называется „О профилактике домашнего насилия“. Такие законы существуют в Казахстане, в Белоруссии. Речь идет об охранном ордере для жертвы. Пострадавшая женщина не бежит. Она остается дома с ребенком. Уходит виновник».
Пока же закон не знает такого понятия «домашнее насилие». И невозможно понять, сколько его жертв спрятано за закрытыми шторами и дверями.
Подробности в специальном репортаже корреспондента НТВ Андрея Гордеева.
Читайте также
- Брачная пятилетка: кого защитит закон о признании сожителей супругами
- Закон о декриминализации домашнего насилия принят в первом чтении
- Госдума начала рассмотрение резонансного закона о домашнем насилии
- Спасение семьи: оказавшихся на грани развода супругов направят к психологам
- Модельный закон о домашнем насилии: страны СНГ изучают опыт соседей
- Суд обязал челябинца помогать бывшей жене с оплатой ипотеки