Проба крыла

17.06.2010, 19:16

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео программы «Сегодня»

В небо над подмосковным Жуковским поднялся боевой истребитель пятого поколения «Т-50», за испытательным полетом которого наблюдал Владимир Путин.

Сегодня в небо над подмосковным Жуковским поднялся боевой истребитель пятого поколения «Т-50», за испытательным полетом которого наблюдал Владимир Путин. Ознакомившись с моделями новых российских самолетов, премьер заявил, что до 2012 года на развитие центра авиастроения государство выделит около 11 миллиардов рублей.

Корреспондент НТВ Роман Соболь передает из Жуковского.

Этот самолет пока единственный, у него даже имени нет. У специалистов в ходу длинное и не слишком красивое название — перспективный авиакомплекс фронтовой авиации, сокращенно ПАКФА. Журналистам нравится название полуофициальное, но громкое — истребитель пятого поколения. Знатоки отмечают сразу динамику взлета, угол разворота — машина маневреннее прочих. Хотя пока идет только проба крыла.

Сергей Богдан, заслуженный летчик-испытатель РФ, заместитель начальника летной службы ОКБ «Сухого»: «Сейчас мы показали программу в очень таком усеченном варианте. Сами понимаете, все-таки ребенок еще маленький, 16-й полет — это небольшой возраст».

Главное — авионика, вооружение и невидимость для радаров. Что-то подобное есть только у американцев. Но сравнивать эти технологии — кто лучше, кто хуже — наши разработчики не хотят, улыбаются — военная тайна. Жаль, машины одноместные, никого нельзя прокатить, даже премьера.

В легендарном институте ЦАГИ Владимиру Путину показывали уже мирные, гражданские самолеты. Премьера обступили рабочие, рассказали: заказы есть, значит, зарплата есть. В городе Жуковском новые дороги укладывают. Постепенно разговор перешел к более глобальным вопросам.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «За первые пять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост промышленного производства составил уже 10,3 процента. А безработица сократилась на 14,4 процента. Это почти на миллион безработных меньше, чем в прошлом году».

Премьеру показали цех. Место необычное — камера пыток для самолетов. Их буквально рвут на части. Но без этого никак. На испытательном стенде самолет больше всего похож на тяжелого переломанного больного, распятого на больничной койке. Только здесь самолеты не лечат, а напротив — калечат. Грузы и гидравлические поршни нагружают конструкцию, пока она не сломается. Это и есть испытание на прочность. Но есть и колыбель — аэродинамическая труба, где рождаются проекты будущих лайнеров.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «В этом году ЦАГИ загружен заказами на 4 миллиарда. Так что, все стабильно, спокойно, мы сейчас обсуждаем возможности перспектив развития, здесь трубу надо ремонтировать. Но в планах развития предприятия создание еще трех больших мощных современных аэродинамических труб. Но это, правда, требует уже совсем других денег, это уже 60 миллиардов рублей».

Новые стенды простаивать не будут, есть много зарубежных заказов. Здесь продувают модели «Боингов» (Boeing), «Эйрбасов» (Airbus) и, конечно, «Суперджетов» (Sukhoi SuperJet — 100). Или вот последний проект — МС-21, замена Ту-154. Военная авиация в России на высоте, но и авиацию гражданскую тоже не стоит списывать со счетов.

Читайте также