Нужен ли России дорожный фонд

16.06.2010, 16:09

Видео программы «Сегодня»

На совещании у президента, на котором обсуждалась ситуация с дорогами в стране, присутствовали вице-премьеры, министры и губернаторы в режиме видеосвязи.

На совещании у президента сегодня обсуждалось создание дорожного фонда. Как стало известно, само решение о создании фонда еще не принято. По словам главы государства, слишком много в обществе дискуссий на эту тему.

Сформировать структуру, которая занималась бы вопросами финансирования строительства, поддержания, эксплуатации трасс Дмитрий Медведев предложил в конце прошлого года, и уже в мае Правительство подготовило конкретные направления.

За обсуждениями следил корреспондент НТВ Никита Анисимов.

Как рассказал в начале совещания президент, в какой бы регион России он не приезжал, везде руководители жалуются на одну и ту же проблему: недостаточное финансирование дорожного фонда. Здесь давно надо что-то делать, ведь состояние дорог в стране далеко от идеала. Но, как выяснилось сегодня, однозначного решения, как преодолеть эту российскую беду, пока нет.

На заседании присутствовали не только вице-премьеры и министры, но и губернаторы в режиме видеосвязи. В своем выступлении Дмитрий Медведев привел некоторые данные. Из них следовало, что ситуация с дорогами вряд ли в ближайшее время улучшится, если ничего не менять.

Дмитрий Медведев, президент России: «Общим местом является то, что нашему дорожному хозяйству денег не хватает. Все сразу вспоминают известную классическую фразу по поводу состояния дорог в нашей стране. Объем средств абсолютно не соответствует установленным нормативам.

У меня есть следующие цифры. По установленным нормативам, потребность на ремонт и содержание дорог федерального значения составляет около 200 миллиардов рублей, а для региональных и муниципальных — 650 миллиардов рублей. На эти цели в бюджете предусмотрены совсем другие средства. Дефицит довольно приличный».

Министр Левитин пришел на совещание с предложением, которое давно прорабатывалось в его ведомстве: создать дорожный фонд, который будет заниматься строительством, ремонтом и, главное, поддержанием уже сданных дорог. Подобные фонды уже работали в 90-е годы, но тогда их критиковали за неэффективность и коррупцию. О будущем нового фонда Левитин говорил, как о деле решенном, но Дмитрий Медведев неожиданно прервал выступление министра.

Игорь Левитин, министр транспорта РФ: «Принято решение о создании механизмов дорожного фонда. Мы решаем, прежде всего, здесь две задачи».

Дмитрий Медведев: «Игорь Дмитриевич, при всем уважении к тому, что было сделано, это лишь один из возможных ходов. Я хотел бы, чтобы Вы мне сейчас доложили лично, что из этого будет. Это решение не окончательное и не нужно говорить о том, что принято решение о создании того-то и того-то. Вот из этого и исходите».

При нынешних механизмах финансирования следить за дорогами в самой большой стране мира — дело неблагодарное. Губернаторы привели статистику с мест. Например, в Свердловской области 84% дорог требуют ремонта. На это необходимо порядка 40 миллиардов рублей, а область может набрать всего 6. Похожие ситуации и в других регионах.

Министерство транспорта считает, что единственный способ радикально улучшить дорожное покрытие — перейти на принцип «кто ездит, тот и платит». То есть вместо транспортного налога ввести дополнительный акциз на нефтепродукты. Тогда можно будет брать деньги, в том числе и с транзитного транспорта, который сейчас ничего не платит за пользование дорогами страны.

Игорь Левитин: «Есть предложение об увеличении акциза на топливо. Он даст примерно 240 миллиардов рублей. Эта сумма разделится между федеральным и региональным дорожным фондом. При этом, согласно нашему предложению, транспортный налог упраздняется».

Но здесь, подчеркнул президент, важно учесть интересы тех граждан, кто пользуется льготами по транспортному налогу, а это в том числе ветераны и инвалиды. Как отметил Левитин, по расчетам его ведомства, люди, проезжающие в год 10–15 тысяч километров, разницы от замены налога на акциз не заметят. А вот те, кто ездит больше, уже почувствуют.

Часть губернаторов идею Минтранса не поддержала, ведь транспортный налог приносит в региональный бюджет значительные суммы, а вот как будет работать новый акциз в случае его введения, пока никто не знает. Например, губернатор Свердловской области привел свои расчеты, как может отразиться данные изменения на автолюбителях.

Александр Мишарин, губернатор Свердловской области: «Я сделал расчет. Если ввести эту систему, то владелец „Жигулей“, который сегодня платит транспортный налог 950 рублей в год, при пробеге в 10 тысяч километров заплатит дополнительно 3 200. Владелец машины выше 250 лошадиных сил сегодня платит транспортный налог 33 тысячи, а при таком же пробеге будет платить 8 тысяч рублей в год. Так что есть некое перераспределение, которое при введении этой системы нужно учесть».

Признав, что создание дорожного фонда — мера, в общем, правильная и является шагом вперед, участники совещания решили еще раз изучить все последствия отмены транспортного налога. Здесь важно учесть интересы льготников, сельхозпроизводителей, да и обычных автолюбителей. Как констатировал Дмитрий Медведев, придется еще раз обсудить эту тему в том же составе. Все-таки одну из главных российских бед сложно преодолеть на скорости. Слишком много ям и ухабов.

Читайте также