Беженцы возвращаются домой

15.06.2010, 23:20

Видео программы «Сегодня»

Чтобы уговорить односельчан вернуться, киргизская часть поселка Базар-Курган собрала целую колонну.

Из Великобритании пришла новость о том, что в аэропорту Фарнборо по запросу Интерпола арестован младший сын киргизского экс-президента Курманбека Бакиева — Максим. Это выяснили журналисты газеты «Сан» (The Sun).

Как раз сегодня первый замглавы временного правительства Киргизии заявил, что именно Максим Бакиев финансировал беспорядки на юге страны.

О том, какая там ситуация сейчас, — специальный корреспондент НТВ Николай Захаров.

Абдымалик Юлдашев поехал к узбекской границе, чтобы забрать из лагеря беженцев своего сына. Накануне он разговаривал с ним по телефону, но возвращаться в сожженный дом и туда, где еще вчера стреляли, 25-летний юноша не спешит.

Абдымалик Юлдашев: «Там мой сын, где спокойно. Я уверен, поэтому еду за сыном. Сын мне верит, отцу, если здесь не было бы спокойно, я не поехал бы туда».

Чтобы уговорить односельчан вернуться, киргизская часть поселка Базар-Курган собрала целую колонну. Едут самые уважаемые старейшины.

Сайдулла Нышанов, старейшина: «Люди сейчас помирились, все спокойно, чтобы вернуть их, мы должны дать им гарантии».

На выезде из поселка стихийный митинг. Его участники в принципе не против, чтобы 10 тысяч беженцев вернулись обратно. Но соседи примут только при условии, что вернутся они без оружия, и что участники беспорядков ответят за них по закону.

На границе с Узбекистаном тысячи беженцев. Накануне детям и тем женщинам разрешили пройти через пост. Но сейчас коридор закрыт. Еду тем, кто не смог уйти через границу, передают родственники из соседнего государства. Многие уже слышали о предложении вернуться, но не многие готовы на это.

Альфия Темиргалиева: «Мы не сможем туда вернуться. Кто будет нашу жизнь гарантировать?»

Семья Иганбердыевых вернулась, но нашла на пепелище своего дома тела трех погибших сестер. Накануне были похороны у соседей, сейчас траур у них. Рядом с калиткой БМП, из которого стреляли по людям.

Сабрджан Исраилов: «Здесь мирные жители, никто не виноват. Это те, которые за кресла борются, они виноваты».

За время, что прошло с начала межнационального конфликта, многие районы Джалал-Абада превратились в руины. Одним из первых сгорел Университет дружбы народов. Это самый центр города. И сейчас дома, которые находятся на этой улице, опустели, их хозяева — те, кто не убежал из Джалал-Абада, перебрались на окраины к родственникам.

В Джалал-Абаде продолжают дымиться развалины, но выстрелов уже не слышно. Горожане пытаются забрать свое имущество, что не успели унести мародеры. В городе начали открываться уцелевшие магазины.

Местный житель: «Я только что купил макароны, чай, картошку. Все продукты первой необходимости».

Еще вчера на крышах сидели снайперы. Сегодня весь город патрулируют военные и дружинники из Бишкека.

Омурбек Текебаев, заместитель председателя правительства Киргизии: «Провокаторы спрятались, они не исчезли. Наша задача теперь провести расследование, возможно, будет создана специальная государственная комиссия».

В больницах все еще не хватает лекарств, поэтому тяжелораненых увозят вертолетами в Бишкек, одним рейсом вчерашних противников.

Роза Отунбаева, председатель временного правительства Киргизии: «Мы переживаем трагические дни в нашей истории. Такой глубины, такого масштаба конфликта и военных действий мы не ожидали».

Абдымалик Юлдашев вернулся вместе с собственным сыном. Лагерь беженцев отважились покинуть две с половиной тысячи человек. Станет ли от этого спокойнее, никто сказать не может, но популярное здесь кафе «Тынчтык», что по-киргизски означает «мир», пока закрыто на три замка.

Читайте также