Что ни фото, то фокус

11.06.2010, 10:13

Видео программы «Сегодня»

Лучшие фоторепортеры собрались в Москве на выставке «Уорлд Пресс Фото».

Лучшие фоторепортеры собрались в Москве на выставке «Уорлд Пресс Фото». Столичной публике представили работы победителей этого престижного конкурса. Корреспондент НТВ Александр Калинин побывал на открытии.

Фотографическая тенденция последнего времени — не просто показать картинку из жизни — жуткую, смешную или слезоточивую, а снять ее так, чтобы поведать и о событии, и о какой-то скрытой его ипостаси. Итальянцу Пьетро Мастурцо это, кажется, удалось. Вот уж где без сопроводительного комментария простой зритель вряд ли ухватит суть происходящего. А меж тем это лучшая фотография 2009 года.

Раз в июньский вечерок женщины кричали с крыш своих домов в знак протеста против победы Ахмадинежада. Эту картинку из жизни простых, но несогласных иранцев Пьетро запечатлел по принципу «от противного». Пока коллеги бегали по улицам и щелкали беснующихся демонстрантов, он залез на крышу подальше от шума и толпы, потому что решил, что снимать беспорядки по старинке — это все равно что рассказывать о войне, фотографируя погибших.

Пьетро Мастурцо, победитель конкурса «Уорлд Пресс Фото» (World Press Photo) в номинации «Лучшая фотография»: «Мы знаем о войне почти все. Знаем, что люди умирают, что они борются и все в том же духе. Думаю, если взглянуть на события с другой точки зрения, подаче информации это только поможет».

Кажется, Мастурцо не зря победил. Среди призеров — сплошь экспериментаторы. Есть, конечно, и привычные кровавые зарисовки. Но в большинстве — что ни фото, то фокус. Вот, например, тысячи скворцов в январском небе над Римом. Звучит лучше, чем выглядит.

Или преисподняя войны в исподнем. Американский солдат выскочил на перестрелку в одних трусах с надписью: «Я люблю Нью-Йорк». Нью-Йорк и вся Америка его теперь тоже любят.

Есть тут и модники республики Конго. Ничего, что на фоне нищеты, зато фасон какой. Малиец Малик Сидиб у себя дома снял щеголей в одежде от-кутюр и получил первое место в номинации «Искусство и развлечения». Российские фотографы ничем подобным не отличились, а судьи так надеялись.

Лиза Фактор, организатор выставки «Уорлд Пресс Фото» в Москве: «Члены жюри неоднократно замечали, что наши фотографы не умеют складывать истории, плохо фоторедактируют. Кроме того, у нас, наверное, не происходило каких-то тектонических изменений в прошлом году, чего-то такого, что могло бы пересилить события, которые мы видим на выставке».

Немец Бялобжески за мимолетными изменениями не гонится. Его второе место в номинации «Природа» — это научное исследование с бюджетом в 25 тысяч евро. Проблема, может, и надуманная, но кроме него до ее фотоисполнения никто не додумался. От негасимого искусственного света растительность в индонезийской Джакарте расцвела буйным цветом.

Питер Бялобжески, лауреат конкурса «Уорлд Пресс Фото» в номинации «Природа»: «Обычно Солнце встает, и вот мы видим дерево. Но это же скучно. А когда рядом с деревьями вырастают города, тогда природа получает совсем другую энергию. И наблюдать за этим как раз совсем не скучно».

Да какая уж там скука, когда с первого места в номинации «Портрет» на вас смотрит 14-летний подросток, похудевший до 30 килограммов, только чтобы понравиться однокласснице. Вообще не очень понятно, кто на вас смотрит — мальчик, девочка? Или все-таки мальчик?

От гендерных загадок хотя бы смешно, а вот от некоторых снимков просто страшно. Мать помогает сыну, вернувшемуся с войны в Ираке, подняться с кровати. У американского солдата не хватает половины головы. От мысли, что это не фотомонтаж, даже у коллег по цеху идет мороз по коже.

Пьетро Мастурцо, победитель конкурса «Уорлд Пресс Фото» в номинации «Лучшая фотография»: «Это очень тяжелая фотография, очень тяжелая. Но автор отлично показал последствия войны».

За победу на конкурсе Пьетро Мастурцо получил 10 тысяч евро и новый фотоаппарат. С ним он долго ходил по выставке, но не нашел ничего лучше, чем снять тех, кто снимает его. После тегеранской верхотуры хоть какое-то разнообразие.

Читайте также