За то, что 50 лет назад на реке Свирь построили ГЭС, пришлось заплатить высокую цену. Под воду ушли десятки деревень и храмов.
Уничтоженная история. Полвека назад в Ленинградской области исчезли десятки деревень и храмов. Такую цену пришлось заплатить местным жителям за так называемый прогресс. Ведь река Свирь стала широкой и полноводной лишь полвека назад.
Что привело к трагедии и как живут сейчас те, кто родился на уже несуществующей земле, в специальном репортаже корреспондента НТВ Катерины Правдиной.
Активное судоходство на Свири было еще со времен пути из варяг в греки. Но тогда река была узкой и порожистой. Особенно у появившегося здесь позднее города. На берегах стояли деревянные церкви, к которым моряки обращали свои мольбы, чтобы успешно преодолеть сложные водные препятствия.
Теперь на месте храмов лишь небольшие острова, а современные теплоходы идут по затопленной земле. В этих краях все изменилось со строительством гидроэлектростанции.
Вверх по течению были десятки деревень. В каждой уж точно по одной церкви, в некоторых еще и часовни. В
Тогда никто не задумывался о чудесном спасении или о сохранении самих сооружений. Так под воду ушли все без исключения свирские храмы и десятки деревень.
Пётр Васильев, журналист, краевед: «Сейчас мы проходим Мятусово, где была часовня на месте встречи Александра II с местными крестьянами. Пообщавшись с ними, он провел реформу по отмене крепостного права. Кроме того, мы проходим почти над островом, на котором была одна из самых древних и красивых церквей на берегах Свири. Здесь был погребен Герман Соловецкий основатель Соловецкого монастыря».
Типичный пейзаж густой лес по берегам и пустоши. На некоторых неожиданно появляются часовни. Сегодня кто как может пытается вернуть былую культуру в эти места. В сохранившейся деревне Пидьма, благодаря усилиям состоятельного дачника, восстановили одну из трех существовавших там церквей.
При выходе в Ивинский разлив, который стер с лица земли полуторатысячное поселение Остречинское пока ничто не напоминает о человеческой трагедии ХХ века. По берегам рукотворного моря мертвый лес, который так и не успели свалить политзаключенные. Пришла вода.
От центра села с белокаменной церковью она стояла здесь, на возвышении, остались лишь руины кладбища. Этот маленький островок почти весь покрыт надгробными плитами. Оказавшиеся в воде постепенно зарастают водорослями, но если почистить, то еще можно попытаться прочесть и понять, кто покоится в этой земле или точнее под водой.
На острове единственной сохранившейся части суши колокольня Остречинской церкви простояла дольше других. По
Когда вода опускается, плиты как будто снова лежат на своих местах местах погребений священников и прихожан. Трудно представить, какие чувства испытывали те, кто родился и вырос на теперь исчезнувшей земле и кто потом дошел до нее по воде.
Многих тогда переселили в Воснесенье поселок в верховьях Свири, там, где река вытекает из Онежского озера. Здесь уже больше полувека живет семья Шиловых. От старой жизни у них осталось немного, зато самое ценное дома.
В перевезенном с родной земли бывшем фельдшерском пункте теперь обитает старший брат Иван Андреевич. Как говорят близкие, помнит много, но после перенесенного инсульта стал не слишком хорошим рассказчиком. Зато уж если и рассказывает, то о самом наболевшем из той истории.
Иван Шилов: «Хуже всего то, что деревень много было. И дома хорошие были, а их пилили на дрова».
Успели Шиловы перевезти и родительский дом. Сегодня он снова стоит на Свири и вроде не так далеко от исторических мест. Но для тех, кто жил в попавших под затопления деревнях, новое место, каким бы удачным оно не было, никогда не восполнит былую утрату.
Валентин Шилов: «Это уже не Родина».
Иногда
Читайте также
- Раскрывая тайны затопленных деревень
- Вандалы снесли памятные кресты на месте сражений Зимней войны
- На месте массового захоронения убитых нацистами жителей Гатчины появился памятный знак
- Как в Ленинградской области бережно хранят традиции старообрядцев
- Житель поселка Назия вывел поисковиков на самое крупное воинское захоронение Ленобласти
- Неравнодушный поисковик восстанавливает историю заброшенного ингерманландского кладбища