Журналистке не простили антисемитизма

08.06.2010, 19:23

Видеосюжет: Павел Матвеев
Видео программы «Сегодня»

Вся Америка обсуждает финал карьеры одной из старейших и заслуженных журналисток страны — 89-летней Хелен Томас.

Сегодня вся Америка обсуждает финал карьеры одной из старейших и заслуженных журналисток страны. 89-летняя Хелен Томас входила в так называемый «пул Белого дома», освещая выступления американских президентов еще со времен Дуайта Эйзенхауэра.

Несмотря на преклонный возраст, на пенсию она не собиралась. Уйти ее вынудил скандал, разразившийся после резких антисемитских ремарок Томас. Неделю назад она призвала израильтян «убираться из Палестины к черту».

Павел Матвеев свидетельствует: такого политкорректная Америка не простила даже ей. Репортаж НТВ.

Почти 60 лет и почти каждый день Хелен Томас приходила на пресс-конференции в Белый дом, терзая вопросами американских президентов и их представителей. За это время она перебралась с галерки в первый ряд — место в котором, уже казалось, закреплено за ней едва ли не навечно.

Мимо нее и с ее участием шла вся современная история Америки — первые полеты в космос, «холодные» и «горячие» войны, атомные бомбы… Кто бы мог подумать о том, что заставит ее уйти.

В конце мая — не в первый и явно не в последний раз — обострилась ситуация на Ближнем Востоке. И кульминацией этого стал захват израильскими военными морского каравана с грузом для Палестины. Об этой ситуации тогда спрашивали всех. Спросили и Томас, что она думает о политике Израиля.

Хелен Томас: «Скажите им — пусть идут из Палестины к черту!»
Корреспондент: «Что-нибудь еще?»
Хелен Томас: «Помните — это оккупация. Это не их земля. Не германская и не польская».
Корреспондент: «Так куда им идти?»
Хелен Томас: «Домой!»
Корреспондент: «И где их дом?»
Хелен Томас: «Польша, Германия…»
Корреспондент: «То есть евреи должны убираться в Польшу, в Германию?»
Хелен Томас: «И в Америку, и куда угодно!»

Запись попала в Интернет. Таких там пруд пруди. Будь на месте Томас любая другая почтенная старушка, никто и не заметил бы. Но Томас — не любая. Она разговаривала с Джоном Кеннеди, задавала вопросы Генри Форду, внимательно слушала Рональда Рейгана, общалась с Биллом Клинтоном. А с Бараком Обамой она родилась в один день, но, разумеется, не в один год. И прошлом году глава Белого дома даже поднес ей тортик к их общему празднику.

Джорджа Буша-младшего Томас однажды назвала худшим президентом в истории США, после чего сама давала на эту тему интервью в прямом эфире Си-эн-эн (CNN). Она могла себе позволить многое. Но, как выяснилось, не нападки на Израиль. Сначала ей пришлось извиниться, затем с трибуны Белого дома заговорили не с ней, а про нее.

Роберт Гиббс, официальный представитель Белого дома: «Эти слова оскорбительны и достойны порицания. Она должна была извиниться — и она извинилась. Ее слова, конечно, не отражают мнения многих людей и, безусловно, администрации тоже».

А спустя считанные минуты было объявлено: Томас уходит на покой. Не уволена за что-нибудь, а просто на пенсию. И свобода слова тут ни при чем. Это де-юре. А де-факто получилось, что неосторожной ремаркой Томас нанесла двойной удар по самой себе: обидев евреев, что неполиткорректно, и верного союзника США, что некорректно политически.

Читайте также