Скромные похороны в императорском интерьере

03.06.2010, 19:14

Видеосюжет: Владимир Чернышёв
Видео программы «Сегодня»

В Петропавловском соборе Петербурга собрались потомки царской семьи Романовых, чтобы проститься с последней представительницей рода, появившейся на свет еще при царе.

В Петропавловском соборе Петербурга сегодня собрались потомки царской семьи Романовых, члены Дворянского собрания, европейские аристократы и дипломаты. Они прощались с Великой княгиней Леонидой Георгиевной, скончавшейся в конце мая в Мадриде.

Гроб, покрытый государственным флагом и штандартом Российской империи, после отпевания перенесли из собора в Великокняжескую усыпальницу, где Леониду Георгиевну похоронили рядом с супругом — правнуком Александра II.

Обозреватель НТВ Владимир Чернышёв передает из Петербурга.

Это были скромные похороны в императорском интерьере. Впервые после 1917 года среди императорских надгробий Петропавловского собора совершали чин отпевания представителя императорской династии. И хотя права Леонида Георгиевна называться Великой княгиней до сих оспариваются некоторыми монархистами, ее право покоиться рядом с мужем в Великокняжеской усыпальнице в России оспаривать не стали.

Гроб с телом Леониды Георгиевны еще накануне был установлен в соборе. Утром к началу траурной церемонии ждали ее дочь и внука. Когда кортеж главы Дома Романовых въехал в Петропавловскую крепость, встречающие зашептали: «Государыня приехала». Глава Дома Романовых Мария Владимировна была приветлива с приседающими в реверансе дамами.

В соборе она и ее сын Георгий подошли к гробу для последнего прощания с усопшей. Впрочем, отсутствие на похоронах кого бы то ни было еще из Романовых было заметно всем: нет единства в семействе. Леонида Георгиевна была дочерью грузинского князя, но ее брак с правнуком Александра II ввел ее в Дом Романовых после развода с американским бизнесменом. Однако не все в этом доме уверены в праве семьи Владимира Кирилловича считаться императорской, и брак этот называли морганатическим.

Александр Закатов, директор канцелярии главы Российского императорского дома: «Всегда есть родственники в любой семье, наверное, с которыми происходят те или иные трения. Это знакомо всем нам. И Великая княгиня как раз к этим своим родным всегда очень хорошо относилась. То, что некоторые из них даже в момент похорон сочли возможным сделать какие-то негативные высказывания, очень печально. Опять же за них, прежде всего».

Леонида Георгиевна Багратион-Мухранская прожила 95 лет, жизнь долгую и непростую. Родилась в Тифлисе, в год начала Первой мировой войны, которая опрокинула империю. Но всегда помнила о единстве дворянских родов и народов России и Грузии. Даже в непростой современный период грузинский князь на ступеньках Петропавловки скорбит о покойной, считавшей, что народы политическая ссора не разлучит.

Гудза Апакидзе, член правления Санкт-петербургского губернского дворянского собрания: «Она делала все для того, чтобы грузины и россияне жили в мире».

После 91 года Леонида Георгиевна ни раз бывала в России: занималась благотворительностью, помогала одаренным детям. Сопровождавшие ее по России в 90-е до сих пор вспоминают, с какой энергией эта немолодая женщина совершала утомительные для ее возраста поездки.

Александр Королёв-Перелешин, вице-предводитель Российского дворянского собрания: «А ведь вдовствующей княгине тогда было очень прилично за 80. И мы ни разу не слышали от нее ни слов жалобы, ни слов, что она устала».

Из Петропавловского собора гроб перенесли в Великокняжескую усыпальницу. Там уже покоится прах Владимира Кирилловича. Великокняжеская усыпальница изначально предназначалась для захоронений некоронованных членов императорской фамилии, но ведь именно в таком некоронованном статусе и пребывали Владимир Кириллович и его супруга Леонида Георгиевна. Получается, что она была последней из семьи Романовых, родившейся еще при царе.

Читайте также