Тайна воскрешения утраченных картин

03.06.2010, 10:12

Видео программы «Сегодня»

В Нижегородском художественном музее началось реалити-шоу. Полотно XIX века реставрируют на глазах у публики.

В Нижегородском художественном музее началось реалити-шоу. Полотно XIX века реставрируют на глазах у публики. Картина под названием «Погребение Христа» десятки лет назад серьезно пострадала от воды. Художники решили не просто вернуть произведению первоначальный вид, но и приоткрыть для любителей искусства тайну воскрешения утраченных полотен.

Репортаж корреспондента НТВ Виталия Калугина.

Посетители выставки Нижегородского художественного музея, затаив дыхание, следят за каждым движением реставратора. Картину «Погребение Христа» восстанавливают прямо в экспозиционном зале. То, что раньше скрывали от посторонних глаз, теперь стало достоянием публики.

Мария Европина, посетитель выставки: «Когда картина пишется, она пишется сердцем, душой художника, выражает какие-то чувства. При реставрации можно это утратить. Поэтому наблюдать за восстановлением полотна безумно интересно».

Татьяна Морозова, посетитель выставки: «Видишь, как картина на глазах преображается, как она светлеет и начинает нас радовать».

Монументальное полотно художник Николай Кошелев написал в Риме 1881 году. Автор подарил картину Нижегородскому музею, но после революции по политическим мотивам ее убрали с выставки на 70 лет.

Ирина Кузнецова, заместитель генерального директора по научной работе Нижегородского государственного музея: «Реакция на полотно была неоднозначная. Некоторые художники ругали его, некоторые хвалили. Но это прекрасная академическая работа, выполненная профессионально, ведь Кошелев был профессором исторической живописи».

Академик Кошелев был в числе тех, кто расписывал храм Христа Спасителя. Во время Великой Отечественной войны пострадала другая его работа. В хранилище протекала крыша, и от влаги на картине «Погребение Христа» отслоилась краска. Полотно размером четыре на пять метров было свернуто в рулон. Сохранилась внутренняя часть с изображением фигур, а вот пейзаж придется восстанавливать по фотографиям XIX века.

Марина Коротаева, реставратор: «Сложность заключается в размере, приходится работать на весу, укреплять красочный слой, обрабатывать его, удалять загрязнения».

Для реставрации мастер использует специальный клей из пузыря рыбы семейства осетровых. Он придает современной грунтовке особую прочность. Рецепт клея придумали художники начала XVIII века, с тех пор состав не изменялся.

Необходимый инструмент в работе реставратора — небольшой утюг. В отличие от обычного, он нагревается всего до 20 градусов. Для укрепления слоя краски этого вполне достаточно.

На виду у зрителей мастеру предстоит обработать все испорченные фрагменты холста. На выполнение задачи уйдет как минимум два года. Затем, сверяясь со старыми фотографиями, для картины изготовят раму. В конце процесса в присутствии посетителей на поверхность нанесут специальную лаковую пыль.

Читайте также