Странности госзаказа

01.06.2010, 18:19

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Фирма с неоднозначной репутацией получила миллиарды бюджетных рублей для строительства заключительного участка КАД.

Несовершенство законодательства о госзаказе привело к серьезным проблемам при строительстве кольцевой автодороги. Проект движется с большим трудом. Тормозит процесс один из главных подрядчиков.

Когда-то эта фирма предложила самую низкую цену за выполнение работ, которую уже на момент проведения конкурса специалисты считали нереальной. Почему, тем не менее, организации доверили миллиарды бюджетных рублей?

Корреспондент НТВ Виктор Черногуз разбирался в ситуации.

Кольцевая автодорога сегодня выглядит запущенной на участке от Таллинского шоссе до улицы Пионерстроя.

Анатолий Смородин, руководитель контракта по строительству участка КАД: «К настоящему моменту тут уже должны были идти машины, полностью открыто движение. Вся развязка должна была быть готова. К тому же еще четыре километра впереди должны быть готовы».

Подряд на строительство участка, это больше пяти миллиардов рублей, в 2008-м выиграла компания «Флора». Потом фирма победила еще на нескольких аукционах. Сегодня найти руководство компании не смогли ни съемочная группа НТВ, ни руководство Дирекции по строительству кольцевой.

Судя по документам, офис компании «Флора» находится в бизнес-центре на площади Карла Фаберже, на одном из верхних этажей здания. Если верить вывескам, здесь можно купить ювелирные изделия, мебель.

Но нигде, ни снаружи, ни внутри вы не найдете упоминания о том, что в здании находится одна из крупнейших строительных компаний города. Которая выиграла бюджетные подряды на фантастическую сумму — почти 20 миллиардов рублей. Это около 600 миллионов долларов. При том что уставный фонд самой флоры, если верить информационным базам, — составляет всего лишь 10 000 рублей.

Схему, по которой работала «Флора», специалисты называют типичной. На аукцион приходит ранее мало известная компания и предлагает скандально низкую цену. Что автоматически означает победу на конкурсе. Согласно Федеральному закону №94, чтобы получить миллиарды бюджетных рублей, не нужно иметь опыт работы, штат специалистов и парк техники. Достаточно согласиться построить объект дешевле, чем другие.

Юрий Агафонов, директор ассоциации предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга: «Прошлый год показал демпинг 50–70%. И выигрывали, выходили и строили. Соответственно возникает вопрос: если демпинг такой огромный, как можно за 30% простроить дорогу? Вот так и строим».

Что бывает в таких случая, показывает пример со строительством кольцевой. Единственное, что сейчас напоминает на КАДе о подрядчике, — брошенный городок из бытовок. Адвокат Тындик с «Флорой» судится почти два года. В Арбитражном суде сейчас более 20 дел, связанных с компанией.

На днях Дирекция по строительству кольцевой отсудила у «Флоры» 190 миллионов рублей. А общая сумма претензий к фирме приближается к двум миллиардам. И это только со стороны государства. Ведь «Флора» не платила и рабочим, которые даже перекрывали дороги, требуя выдать зарплату.

Андрей Тындик, адвокат: «Сегодня огромные бюджетные ресурсы фактически не защищены. Дирекция уже который месяц пытается фактически недобросовестного подрядчика, с которым имеются очень обоснованные серьезные правовые претензии, отстранить от ведения этих работ. Подрядчик, используя судебные иски, блокирует эту возможность, ставя под вопрос возможность окончания подряда в срок».

Специалистам вся эта история еще раз доказала: закон о государственных конкурсах нужно срочно менять. Вводя, например, понятие предквалификации, что позволит отсеять компании-однодневки. Но это пока дело будущего. А на сегодняшний момент юристам кажется более полезной практика судебных разбирательств с «Флорой».

Ведь такие случаи наверняка будут еще. Та же «Флора», лишившись подрядов на кольцевой, до сих пор строит набережную Обводного канала в районе «Американских мостов». Стоимость проекта — три миллиарда бюджетных рублей, судьба которых тоже кажется тревожной.

Читайте также