Его называли великим поэтом современности

01.06.2010, 16:04

Видео программы «Сегодня»

Андрей Вознесенский опубликовал свои стихотворения в 1958-м, и уже тогда его своеобразный стиль, эффектные сравнения, непривычный ритм вызвали самый живой отклик.

Соболезнования родным и близким Андрея Вознесенского сегодня выразил президент Медведев. Об этом сообщает пресс-служба Кремля. Впервые

Андрей Вознесенский опубликовал свои стихотворения в 1958-м, и уже тогда его своеобразный стиль, эффектные сравнения, непривычный ритм вызвали самый живой отклик (говорили, что теперь поэзия перестала быть прямолинейной) и в тоже время гнев властей (сборники Вознесенского даже пытались уничтожить, но его строки передавались из уст в уста). Те самые стихи, которые «не пишутся — случаются, как чувства или же закат».

Репортаж корреспондента НТВ Егора Колыванова.

Интерес к поэзии у Андрея Вознесенского проявился еще в детстве, и, видимо, юношеские стихи были совсем неплохи, если сам Борис Пастернак пригласил 14-летнего мальчика к себе в гости после того, как получил от него письмо. Знакомство и дружба с Пастернаком окончательно убедили Андрея в том, чему он хочет посвятить свою жизнь.

Едва окончив Московский архитектурный институт, Вознесенский, кажется, напрочь забывает о своей специальности и стремительно врывается в советское поэтическое пространство. С 1958 года его стихи публикуют в журналах и газетах. Теперь уже Пастернак пишет письма Вознесенскому: «Ваше вступление в литературу стремительное, бурное. Я рад, что до него дожил».

Начиная с первых сборников стихов («Парабола» и «Мозаика») книги Вознесенского — товар дефицитный, каждое новое стихотворение — событие. Интерес к современной поэзии в те годы был огромный. В отсутствие рок-н-ролла стадионы собирают поэты-шестидесятники. А началось все с поэтических вечеров Политехе, куда шли слушать Рождественского, Евтушенко, Ахмадулину и Вознесенского.

Юрий Любимов, народный артист России: «Мы старались быть и были внутренне свободными. И мы отстаивали эти свои права, не позволяли с нами обращаться, как со стадом баранов».

Одновременно с любовью поклонников как снежный ком растет официальная критика. Вознесенского обвиняют в формализме. На встрече с художественной интеллигенцией Хрущёв буквально кричит на молодого поэта и грозит выслать из страны.

Никита Хрущёв: «Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке!»

Вероятно, от высылки спасло то, что Вознесенский был известен уже и за границей. Перу Андрея Вознесенского принадлежат два десятка сборников прозы и стихов. Один из них — «Антимиры» — стал основой для спектакля Театра на Таганке.

Владимир Высоцкий: «Вознесенский очень часто бывает в разъездах, но иногда, особенно на юбилейные спектакли, он приезжает и после нас читает новые свои стихи. Это такая у нас уже традиция».

Другое, не менее плодотворное сочетание поэзии Вознесенского и театральной сцены, — спектакль Марка Захарова «Юнона и Авось».

Марк Захаров, народный артист СССР, руководитель театра «Ленком»: «Он со словами проделывал какие-то удивительные вещи. Они как-то по-другому начинали звучать. Они то становились угловатыми, то округлыми, то плавными, то жалящими».

Поэзию Вознесенского называют экспериментальной, отмечая в ней синтез лирики, философии и тревоги. Музыкальность стихов просилась на нотный стан. Так появился шлягер «Миллион алых роз» и песня, в которой Вознесенского не сразу и узнаешь — «Плачет девушка в автомате».

Менее месяца назад, 12 мая, Андрей Вознесенский отпраздновал свое 77-летие. День рождения прошел скромно, в кругу близких друзей. Незадолго до этого Вознесенский вернулся из Германии, где ему была сделана операция. Андрей Андреевич был давно и тяжело болен. И вот сегодня вдова поэта Зоя Богуславская сообщила, что около полудня он скончался.

Читайте также