Таежные села попали в изоляцию

31.05.2010, 13:20

Видеосюжет: Дмитрий Андреянов
Видео программы «Сегодня»

Единственной дорогой в несколько населенных пунктов Хабаровского края сейчас служит лесная трасса, которую когда-то хотели сделать платной.

В транспортной блокаде оказались несколько таежных сел Хабаровского края. Единственную дорогу в эти населенные пункты несколько лет назад попытались сделать платной, но кто станет ее владельцем и будет ремонтировать, так и не определили. В результате сейчас эту лесную трассу назвать «дорогой» вообще очень сложно.

Репортаж корреспондент Дмитрия Андреянова специально для НТВ.

За более чем два часа пути по таежной дороге пройдена только половина 40-километрового отрезка. До Арсеньева — ни встречных машин, ни попутных. Местные автомобилисты в дождь из села не выезжают. Участок лесовозной трассы от райцентра Троицкое до Арсеньева не так давно был первой платной автодорогой на Дальнем Востоке.

Стефа Довженко, глава администрации села Арсеньево Нанайского района Хабаровского края: «Это было очень хорошее дело. Здесь было очень много положительных моментов. Во-первых, когда работали лесопользователи, контролировалась вывозка леса. Во-вторых, во время пожароопасного периода не было посторонних машин. Все как-то контролировалось».

Поставить на въезде шлагбаум было инициативой сельской и районной администрации. С каждого лесовоза брали по 2 тысячи рублей и по 100 — с каждой легковой машины. Но таежное дорожное предприятие просуществовало меньше полугода. Лесопромышленники, чтобы не платить за проезд своего транспорта, пошли по судам и легко выиграли тяжбу с муниципалитетом.

Оборудовать платную автомагистраль можно, но при наличии параллельной бесплатной. У Арсеньева нет шансов наладить транспортное сообщение. Только на ремонт уже существующих 40 километров требуется 160 миллионов рублей. Годовой бюджет Нанайского района меньше в полтора раза.

Сейчас Арсеньево в изоляции. В таежное село не ходит рейсовый автобус, здесь нет телефонной связи, сотовые операторы не придумали, как по столь неровной дороге доставить конструкции базовых станций. Часто выключают свет, а привезти оборудование для ремонта местной подстанции нет возможности.

Иван Коломиец, житель села Арсеньево: «Машина очень быстро приходит в негодность. Это действительно на самом деле так и есть, просто не успеваешь делать. Я очень часто езжу, работаю в Хабаровске, в Комсомольске. И приходится брать машину такую, которая подходит под эту дорогу».

Сельские предприниматели проводят ежедневные ревизии. Сколько осталось муки, круп, прочих товаров первой необходимости. Каждый рейс на оптовую базу — колоссальные по местным меркам убытки.

Таисия Круть: «Каждый сезон колеса меняем. Невозможно так ездить, то разорвешь, то еще что-нибудь».

Чтобы провести с лесной трассой юридические манипуляции, необходимо определить хозяина транспортного объекта. Сейчас оформлять дорогу в собственность не желают ни предприниматели, ни сельская власть, ни районная.

Аркадий Дачкин, заместитель главы администрации Нанайского района Хабаровского края: «Дороге нужно присвоить статус, она должна быть чья-то. А на сегодняшний день она просто межселенная. Как и любому, дороге нужен, скажем так, паспорт. А для того, чтобы сделать документы на эту дорогу, нужно в пределах 3–4 миллионов. При нашем высокодотационном бюджете это, на сегодняшний день, в этом году практически не реально».

Арсеньево готовится к дождливому лету. Обильные осадки окончательно сделают дорогу непроезжей. В селе поставили на конвейер производство легких вездеходов. Внедорожники собирают из частей лесовозов, которые просто рассыпались на арсеньевском тракте.

Читайте также