Самое большое петербургское зеркало из особняка Румянцева отмечает юбилей.
Сегодня отмечает вековой юбилей самый большой в городе предмет интерьера, без которого не может обойтись ни одна женщина. Такое зеркало поистине мечта каждой представительницы прекрасного пола.
Его площадь 18 квадратных метров. Впрочем, посмотреться в него может любая петербурженка, придя в один из парадных залов особняка Румянцева. Это филиал музея истории Петербурга.
Об истории уникального зеркала корреспондент НТВ Константин Борошнев.
Жемчужину этих интерьеров Румянцевский особняк обрел сравнительно недавно, во время последней масштабной реставрации. Когда город вместе с музеем своей истории менял название с Ленинграда на Петербург.
Ольга Федорченко, ведущий методист по экскурсионной работе: «Даже сотрудники музея, которые работали здесь достаточно долго, в том числе и я, не предполагали, что за этими стенами сохранились красивые интерьеры, а уж тем более сохранилось такое зеркало».
До
Ольга Федорченко, ведущий методист по экскурсионной работе: «Чем более старинный, тем он более ценный и естественно более дорогой. Но вот гобелены XVIII века французской работы тоже высоко ценились. И мы можем предполагать, что это были достаточно высокие цены».
Денег с продажи хватило, чтобы рассчитаться с долгами графа и украсить интерьер новой и не менее эффектной деталью. Зеркало в стену величиной изготовить могли только под заказ. По первой версии,
На современном зеркальном производстве подобной технологией пользуются только в исключительных случаях: для эксклюзивных заказов либо для демонстрации, как трудились предшественники.
Марина Ушакова, руководитель производства: «Тогда создаваемый слой раствора был достаточной величины, то есть будущее зеркало, стекло, находилось у нас под шубой серебряного раствора. Очень четко соблюдались технические параметры по времени и концентрации».
Стекло под румянцевское зеркало заливали минимум три человека. Через 40 минут, объясняет Марина Ушакова, они получили точно такое же изделие просто небывалого для петербургских особняков размера.
Сергей Кузнецов, доктор исторических наук: «Одно такое зеркало стоило дома во Франции. И сейчас именно французы, приезжая сюда, цокают языками. И говорят: каждое такое зеркало это дом».
Расценки, которыми бравирует хранитель Строгановского дворца Сергей Кузнецов, актуальны были для XVIII столетия. Тогда же зеркала активно начали использовать в оформлении и, как бы сейчас сказали, зонировании пространства.
Сергей Кузнецов, доктор исторических наук: «Я иду по анфиладе, сзади меня зеркало. Это всего лишь
Постепенно зеркала, конечно, дешевели. И даже вечно шиковавшему графу Лейхтенбергскому полотно в 18 квадратных метров было по карману. На него, кстати как на достопримечательность собирался посмотреть весь свет Петербурга, а после и Ленинграда.
Сохранились копии документов 1948 года. Руководство ресторана «Метрополь» требует продать зеркало для украшения самой эффектной трапезной страны. Имелось согласие чиновников и разрешение от музея истории города.
Надо заметить, что размер, так восхитивший владельцев «Метрополя», и спас зеркало от продажи. Чтобы доставить его в особняк в начале ХХ века, пришлось частично разобрать проем между окнами на втором этаже. Собственно путь обратно был бы таким же. Руководство ресторана испугалось лишних трат, и зеркало оставили на историческом месте.
Самое удивительное, по мнению музейщиков, нынешнее состояние зеркального великана. Будто и не было тех 100 лет, когда в него постоянно смотрелись люди, рядом коптили свечи и отражалась вся противоречивая история Петербурга.
Читайте также
- Петербургские дизайнеры приоткрыли дверь в модный мир Анны Ахматовой
- Строгий юноша: в Эрмитажном театре показали наряды Константина Гончарова
- Бельгийский фотограф Йонас Лериш представил в «Эрарте» человека будущего
- В Эрмитаже открыли выставку русской моды
XIX-XX веков - Памяти великих кутюрье: Эрмитаж показывает наряды Зайцева и Юдашкина из своей коллекции
- Сотрудники Этнографического музея обзавелись модной униформой