100 лет отражения

27.05.2010, 20:41

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Самое большое петербургское зеркало из особняка Румянцева отмечает юбилей.

Сегодня отмечает вековой юбилей самый большой в городе предмет интерьера, без которого не может обойтись ни одна женщина. Такое зеркало поистине — мечта каждой представительницы прекрасного пола.

Его площадь 18 квадратных метров. Впрочем, посмотреться в него может любая петербурженка, придя в один из парадных залов особняка Румянцева. Это филиал музея истории Петербурга.

Об истории уникального зеркала — корреспондент НТВ Константин Борошнев.

Жемчужину этих интерьеров Румянцевский особняк обрел сравнительно недавно, во время последней масштабной реставрации. Когда город вместе с музеем своей истории менял название с Ленинграда на Петербург.

Ольга Федорченко, ведущий методист по экскурсионной работе: «Даже сотрудники музея, которые работали здесь достаточно долго, в том числе и я, не предполагали, что за этими стенами сохранились красивые интерьеры, а уж тем более сохранилось такое зеркало».

До 90-х о былом величии здания на Английской набережной напоминал лишь фасад. Исторический декор залов был укрыт фальшстенами. На фотографии Карла Буллы 1906 года место зеркала один в один занимает роскошная шпалера XVIII века. Стоимость такого гобелена была огромной, и владелец особняка граф-транжира Евгений Лейхтенбергский, видимо, с умом его продал.

Ольга Федорченко, ведущий методист по экскурсионной работе: «Чем более старинный, тем он более ценный и естественно более дорогой. Но вот гобелены XVIII века французской работы тоже высоко ценились. И мы можем предполагать, что это были достаточно высокие цены».

Денег с продажи хватило, чтобы рассчитаться с долгами графа и украсить интерьер новой и не менее эффектной деталью. Зеркало в стену величиной изготовить могли только под заказ. По первой версии, где-то в Европе, но теперь говорят: работа — местного производства. Качественно смешать аммиак с нитратом серебра умели и в Петербурге.

На современном зеркальном производстве подобной технологией пользуются только в исключительных случаях: для эксклюзивных заказов либо для демонстрации, как трудились предшественники.

Марина Ушакова, руководитель производства: «Тогда создаваемый слой раствора был достаточной величины, то есть будущее зеркало, стекло, находилось у нас под шубой серебряного раствора. Очень четко соблюдались технические параметры по времени и концентрации».

Стекло под румянцевское зеркало заливали минимум три человека. Через 40 минут, объясняет Марина Ушакова, они получили точно такое же изделие — просто небывалого для петербургских особняков размера.

Сергей Кузнецов, доктор исторических наук: «Одно такое зеркало стоило дома во Франции. И сейчас именно французы, приезжая сюда, цокают языками. И говорят: каждое такое зеркало — это дом».

Расценки, которыми бравирует хранитель Строгановского дворца Сергей Кузнецов, актуальны были для XVIII столетия. Тогда же зеркала активно начали использовать в оформлении и, как бы сейчас сказали, зонировании пространства.

Сергей Кузнецов, доктор исторических наук: «Я иду по анфиладе, сзади меня зеркало. Это всего лишь какие-то 15–20 метров. Но кажется, что дворец Строгановых гораздо больше, чем он есть на самом деле».

Постепенно зеркала, конечно, дешевели. И даже вечно шиковавшему графу Лейхтенбергскому полотно в 18 квадратных метров было по карману. На него, кстати как на достопримечательность собирался посмотреть весь свет Петербурга, а после и Ленинграда.

Сохранились копии документов 1948 года. Руководство ресторана «Метрополь» требует продать зеркало для украшения самой эффектной трапезной страны. Имелось согласие чиновников и разрешение от музея истории города.

Надо заметить, что размер, так восхитивший владельцев «Метрополя», и спас зеркало от продажи. Чтобы доставить его в особняк в начале ХХ века, пришлось частично разобрать проем между окнами на втором этаже. Собственно путь обратно был бы таким же. Руководство ресторана испугалось лишних трат, и зеркало оставили на историческом месте.

Самое удивительное, по мнению музейщиков, — нынешнее состояние зеркального великана. Будто и не было тех 100 лет, когда в него постоянно смотрелись люди, рядом коптили свечи и отражалась вся противоречивая история Петербурга.

Читайте также