Сокровища османских султанов

26.05.2010, 19:22

Видео программы «Сегодня»

В Москву привезли тысячную часть миллионной коллекции одного из богатейших музеев мира — стамбульского дворца Топкапы.

С сегодняшнего дня и до конца лета интерьеры музеев Кремля будут отливать золотом Османской империи. Из стамбульского дворца Топкапы, несколько веков служившего резиденцией султанов, привезли сотни их сокровищ, среди которых парчовые одежды, роскошные переплеты Корана, украшенное изумрудами оружие падишахов и то, чем сражали их самих: драгоценности и шелковые наряды наложниц из гарема.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг поежился от имперского стиля.

Лишь в эти дни границы самой безграничной и грозной империи мира можно увидеть в сердце другой некогда империи. По-восточному красноречивое название атласа «Торжество ислама и радость составления» вполне подошло бы всей выставке. Торжествующие вместе с исламом всем своим видом доспехи султанов, устрашающее оружие, от богатства которого щиплет в глазах, и даже предмет, казалось бы, сугубо церемониальный, а ведь какой практичный, если неверный вдруг подкрался!

Алексей Левычев, научный руководитель музеев московского Кремля: «Это плеть с ядрами ударными. Вы же знаете слово нагайка? Многие считают, что нагайка была лишь предметом управления конем, на самом деле — это грозное оружие, которое применяли и в бою, и на охоте».

В Москву привезли тысячную часть миллионной коллекции одного из богатейших музеев мира — стамбульского дворца Топкапы, что столетиями, как Кремль для царей, служил для султанов их резиденцией и сокровищницей. Тут же и летописи удалой и многовековой резни.

Екатерина Щербина, старший научный сотрудник музеев московского Кремля, куратор выставки: «Если вы повнимательнее рассмотрите миниатюру, то, в общем, такая кровожадная картина воинов получается. Ну, действительно, это просто другой менталитет».

То, от чего западный человек отпрянет, для Турции XVI века — обычные художества. А как иначе удержать такие владения? А вот и вещдоки — легендарная сабля султана Мехмета Завоевателя, тот самый клинок, что держал он, 20-летний мальчишка, возглавляя поход на Константинополь, после которого пала Византия. Главное, чтобы костюмчик сидел и оберегал.

Алексей Левычев, научный руководитель музеев московского Кремля: «Эта рубаха-талисман, для изготовления которой взята светлая ткань и, обратите внимание, в определенный день, который определяют астрологи, наносятся суры из Корана».

Экспонаты некогда самой закрытой части дворца — гарема — пожалуй, лучшая иллюстрация на тему того, как часто восточная роскошь соседствовала с восточной жестокостью. Из сотен наложниц, живших здесь же в рабских условиях, казнившихся, если султан был просто не в духе, лишь одна становилась его госпожой. И лишь для нее одной дивный китайский фарфор или волшебные османские украшения — бирюза, помогавшая забыть о багровых реках крови, что эту империю и питали.

Тут, впрочем, были и лица славянской национальности. Редчайший портрет знаменитой Роксоланы, она же Анастасия Лисовская, сумела выбиться из невольниц в супруги султана, поняв и приняв их нравы. В Стамбуле ее прозвали Хёрем, что значит веселая. Веселая Роксолана, правда, устроила заговор, после которого все иные наследники, кроме ее отпрыска, были зарезаны. А экскурсоводы все о другом: взгляните, какая сохранность детских одежек!

Виктория Павленко, заведующая отделом выставок музеев московского Кремля: «Вот традиционные кафтан и шальвары для молодого мальчика из роскошного шелка и атласа, сделанные турецкими мастерами. Возможно, просто сохранился один из ранних его костюмов…»
Корреспондент: «В отличие от мальчика?»
Виктория Павленко: «Да, конечно, была традиция и уничтожения. Их травили, убивали».

Что все это удастся увидеть в России когда-нибудь еще — едва ли вероятно. Сокровища Топкапы почти не покидают своих стен, а это — исключение. Уж больно неперевозимая и непереводимая история страны.

Читайте также