Шедевр барокко предстал во всей красе

25.05.2010, 18:09

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Меньшиковском дворце Ораниенбаума закончен первый этап реставрации.

Посетители музея-заповедника «Ораниенбаум» теперь могут оценить всю красоту архитектурного шедевра в стиле петровского барокко. Закончен первый и, наверное, самый ответственный этап реставрации Большого Меньшиковского дворца. Только в этом году на работы потратили 174 миллиона рублей, оставшиеся потребуют еще 670 миллионов.

Объем и качество проделанной реставрации оценил корреспондент НТВ Константин Борошнев.

Фасады Большого Меншиковского дворца лесами были укрыты пять последних лет. Пришлось укреплять стены, восстанавливать источенные временем фрагменты и заново штукатурить весь периметр здания. Завершение столь важного этапа реконструкции в музее-заповеднике называют событием не только всероссийского, но и мирового значения.

Елена Кальницкая, директор ГМЗ «Петергоф»: «Этот дворец имеет полную покомнатную опись 1727 года. И мы практически все о нем знаем. Мы почти ничего не можем восстановить от петровского времени, но мы очень много об этом дворце знаем».

Директор петергофского музея-заповедника Елена Кальницкая — она теперь отвечает и за Ораниенбаум — без стеснения сравнивает здешний ансамбль с Версалем. Где еще в Петербурге можно увидеть подлинный XVIII век? Пусть и в достаточно плачевном состоянии.

Андрей Чубачук, директор компании-подрядчика: «Мы размалывали старые кирпичи, делали специальный замес и формовали их, испытывали в лаборатории на прочность. И такой кирпич не уступает дедовскому 70-сантиметровому кирпичу».

Парадокс Ораниенбаума в том, что Великая Отечественная война его пощадила. Единственный из пригородов Ленинграда бомбардировками разрушен не был. А вот время и недавние владельцы — Минобороны — отнеслись к комплексу менее трепетно. Полвека Ораниенбаум умирал, медленно, печально и покорно.

Валерий Гутовский, директор ФГУ «Северо-западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации»: «Здесь практически все было разрушено. Грунтовые воды с верхнего двора фактически гидродинамически давили на дворец. И, если так можно выразиться, сползал со склона».

Еще одна причина столь быстрого запустения — в крохотной музейной коллекции. Семь тысяч к тому же не самых редких экспонатов посетителей не могли привлечь тогда, вряд ли смогут и теперь.

Елена Кальницкая, директор ГМЗ «Петергоф»: «Нужно, чтобы музей был таким, чтобы народ сюда поехал. Это далеко. И одна из моих таких идей, которая прорабатывается, — это музей истории детства. Я не говорю, что так будет, но один из вариантов такой».

Ценность ансамбля, объясняют музейщики, именно в архитектуре дворцов и планировке садово-парковых участков. Реанимировать их полностью обещали к 300-летнему юбилею Ораниенбаума в 2011-м. Но объективно можно успеть лишь навести внешний лоск.

Читайте также