Императрицу похоронят рядом с супругом

24.05.2010, 19:04

Видеосюжет: Владимир Кондратьев
Видео программы «Сегодня»

В соответствии с традицией и по закону, Великая княгиня Леонида Георгиевна будет похоронена рядом с Владимиром Кирилловичем в Санкт-Петербурге.

Минувшей ночью в Мадриде умерла последняя из династии Романовых, родившаяся до революции. Ее Императорскому Высочеству, Великой княгине Леониде Георгиевне было 95. Урожденная грузинская княгиня Багратион-Мухранская большую часть жизни провела в Европе.

После неудачного брака с американским коммерсантом она вышла замуж за правнука Александра II — Владимира Кирилловича. Леонида Георгиевна завещала похоронить ее рядом с ним. Тело Великой княгини доставят в Санкт-Петербург, где предадут земле в Петропавловской крепости.

Обозреватель НТВ Владимир Кондратьев — о яркой и спорной дворянской биографии.

Пожалуй, нет другой фигуры в зарубежной монархической эмиграции, вызывавшей столь жаркие споры, как Леонида Георгиевна Романова. Кто-то называл ее вдовствующей императрицей, кто-то считал вообще самозванкой.

Иван Арцишевский, официальный представитель Ассоциации членов семьи Романовых: «Это вечный спор. И не вся семья принимала это. Не вся семья принимала, что существует императорский дом. Как раз с юридической точки зрения это самый большой вопрос. Да, они так себя называли и называют, но вся эта цепочка достаточно непроста».

Великая княгиня прожила долгую и богатую на события жизнь. Родом она из Грузии, появилась на свет за три года до революции. Отец — князь Багратион-Мухранский, мать — Елена Злотницкая, польская дворянка. Дед Леониды Георгиевны генерал-лейтенант Александр Багратион-Мухранский погиб от рук большевиков.

Княжеской семье удалось покинуть Советский Союз лишь в начале 30-х благодаря заступничеству Максима Горького. Дальнейшее воспитание Леонида Георгиевна получила в эмиграции во Франции и сделала, как казалось тогда, блестящую партию, выйдя замуж за богатого американца Самнера Кёрби.

Но судьба сулила ей другое будущее. С мужем-американцем она разошлась и сочеталась в 1948 году браком с Великим князем Владимиром Кирилловичем Романовым, единственным сыном главы императорского дома в изгнании Кирилла Владимировича, двоюродного брата Николая II.

Новый супруг Леониды Георгиевны родился во время бегства своей семьи из России после февральской революции, одно время даже работал на английском заводе под фамилией Михайлов. В конце войны Владимир Кириллович проживал в гитлеровской Германии. Там его имя использовали как знамя в так называемом Русском монархическом полку, сформированном немцами.

Ряд монархистов не приняли неравнородный брак с разведенной и якобы неродовитой грузинкой, а посему перечеркивающий все претензии этой ветви Романовых — дочери Леониды Георгиевны Марии Владимировны и внука Георгия — на царский престол.

Сергей Мироненко, директор Государственного архива РФ: «Есть люди, которые это признают, есть, которые не признают. Но факт заключается в том, что наиболее авторитетные справочники европейские, в частности „Готский альманах“, признает Леониду Георгиевну, Марию Владимировну, сына Марии Владимировны Георгия как российскую монархическую семью в изгнании».

Леонида Георгиевна даже на склоне лет конца жизни занимала активную жизненную позицию. Всем памятно ее обращение к президенту Ельцину по поводу захоронения обнаруженных останков царской семьи.

Леонида Георгиевна, великая княгиня: «Так и лежат, в каких-то коробках, каких-то ящиках, показываются всем. Я предпочла бы, чтобы они были на своем месте».

Владимир Кириллович скончался в 1992 году во время поездки в США, где выступал за оказание помощи России. Похоронен Владимир Кириллович в соборе Петропавловской крепости. Как отметили родные и близкие, Леонида Георгиевна, в соответствии с традицией и по закону, будет похоронена рядом с супругом.

Александр Закатов, директор канцелярии дома Романовых: «Никаких больших церемоний не будет. Это будет молитва по уставу Православной церкви».

Кончина и предстоящие похороны самой старой представительницы монархического зарубежья наверняка вновь заострят вопрос о реальности намерения российского императорского дома в лице дочери и внука покойной вернуться в Россию. Как все сложится в дальнейшем, сказать трудно. В любом случае Леониде Георгиевне Романовой исполнения этой мечты увидеть уже не доведется.

Читайте также