Польша получит копии записей самописцев

19.05.2010, 23:16

Видео программы «Сегодня»

В Москве состоялась пресс-конференция о первых результатах расследования авиакатастрофы под Смоленском.

В кабине пилота самолета польского президента незадолго до катастрофы находились посторонние. Об этом сегодня было объявлено на специальной пресс-конференции, посвященной первым результатам расследования трагедии.

Корреспондент НТВ Антон Вольский выслушал специалистов.

Расследование показало, что дверь в кабину пилотов была открыта и в ней, помимо четырех членов экипажа, находилось двое посторонних. Личность одного из них удалось установить, но кто он и какие указания давал пилотам, эксперты сообщить отказываются.

Татьяна Адонина, председатель Межгосударственного авиационного комитета: «Мы не можем сказать, кому принадлежал этот голос, придать это гласности. Потому что есть морально-этические вопросы, касающиеся, в первую очередь, родственников погибших. Это установлено и в правилах».

По данным украинского агентства «УНИАН», это были директор дипломатического протокола польского МИДа Мариуш Казана и командующий ВВС Польши Анджей Блазик. Могли ли они требовать от пилотов посадки во что бы то ни стало? Косвенно на то, что это было именно так, указывает признание польского представителя: сейчас психологи изучают, находился ли пилот в стрессовом состоянии.

Эдмунд Клих, уполномоченный представитель Республики Польша: «Конечно, экипаж сознавал важность участия президента в катынских мероприятиях. Да, выбор резервного аэродрома привел бы к опозданию, но на другой чаше весов был риск катастрофы. Поэтому решение должен был принимать пилот».

Эксперты МАК только констатируют факты. Все системы самолета были исправны, двигатели работали вплоть до столкновения самолета с землей. Но в районе катастрофы был сильнейший туман, о чем пилот был предупрежден неоднократно.

Алексей Морозов, председатель технический комиссии Межгосударственного авиационного комитета: «После выхода на связь диспетчер аэродрома „Смоленск Северный“ дважды предупредил экипаж, что на аэродроме туман, видимость 400 метров, условий для приема нет. За четыре минуты до катастрофы Як-40 проинформировал экипаж Ту-154, что видимость на аэродроме оценивается как 200 метров».

Экспертам даже удалось установить, что за 18 секунд до катастрофы в кабине сработала система предупреждения об опасном сближении с землей, подавая громкий сигнал PULL UP, то есть «взлетай». Пилот почему-то его проигнорировал, и через 12 секунд самолет задел дерево. Причем в этот момент он уже был ниже уровня взлетной полосы, поскольку лес перед аэродромом находится в овраге. От удара Ту-154 перевернуло вверх шасси, и лайнер врезался в землю.

Пётр Дейнекин, в 1991–1998 гг. главнокомандующий военно-воздушными силами РФ: «В данном случае у капитана просто не хватило психологической подготовки для того, чтобы переступить через чей-то авторитет, или пригласить самого коллегу, который заставлял его заходить на посадку в тумане, или отказаться выполнять этот заход и уйти на запасной аэродром».

Помимо этого известно также, что во время полета пассажиры пользовались мобильными телефонами, а польский президент даже говорил по спутниковой связи. Списки звонков и расшифровки СМС пока в распоряжении польской стороны. Но российские следователи в ближайшее время надеются получить к ним доступ. А в ответ представители Межгосударственного авиационного комитета готовы предоставить польским экспертам для их собственного расследования копии «черных ящиков» с разбившегося самолета.

Читайте также