У поляков нет претензий к расследованию

19.05.2010, 16:01

Видео программы «Сегодня»

Выяснилось, что в момент катастрофы самолета Ту-154 с президентом Польши на борту, в кабине пилотов находились посторонние.

Сегодня Межгосударственном авиационном комитете (МАК) обнародовали итоги расследования катастрофы самолета Леха Качиньского под Смоленском. Эту информацию больше месяца ждали и в России, и в Польше. Записи бортовых самописцев лайнера полностью расшифрованы, известно поминутно что происходило на борту, и как работали технические системы. Выяснилось, что в момент катастрофы в кабине пилотов находились посторонние. На сегодняшней пресс-конференции были даны ответы на многие вопросы.

Передает корреспондент НТВ Антон Вольский.

Многие предположения, которые в самом начале высказывались в качестве слухов, сегодня получили подтверждение. Но главный вопрос: из-за чего разбился исправный самолет с опытным экипажем до сих пор остается без ответа.

Расследование МАК подтвердило, что дверь в кабину пилотов польского президентского самолета была открыта, и в ней помимо четырех членов экипажа находились двое посторонних. Причем по записи разговоров личность одного из них удалось установить, но кто он, эксперты сообщить отказываются.

Татьяна Адонина, председатель Межгосударственного авиационного комитета: «Голос был однозначно идентифицирован польскими экспертами. Вместе с тем мы не можем сказать, кому он принадлежал, придать это гласности. Потому что есть морально-этические вопросы, касающиеся, в первую очередь, родственников погибших. Это установлено в правилах. Что касается второго голоса, то работа в ближайшее время будет закончена».

Картина рокового полета установлена с леденящей душу четкостью. Польский Ту-154 заходил на посадку на военный аэродром «Северный» под Смоленском при сильнейшем тумане, уйти на другой аэродром, пилоты отказались.

Алексей Морозов, глава технический комиссии Межгосударственного авиационного комитета: «После выхода на связь с диспетчером аэродрома „Смоленск Северный“ самолет польских ВВС дважды предупредил экипаж, что на аэродроме туман, видимость 400 метров, условий для приема нет. Примерно за 16 минут до катастрофы экипаж Ту-154 получил от Як-40 информацию о видимости в 400 метров и вертикальной видимости 50 метров. За четыре минуты экипажу Ту-154 передали, что видимость оценивается в 200 метров».

По данным следствия, все системы лайнера были исправны, двигатели продолжали работать до самого момента столкновения с землей. За 18 секунд до катастрофы система предупреждения опасного приближения к земле подала тревожный сигнал Pull Up, то есть «взлетай», который пилот почему-то проигнорировал.

Через 12 секунд самолет задел за дерево. Причем в этот момент лайнер уже был ниже уровня взлетной полосы, поскольку лес перед аэродромом — в овраге. От удара Ту-154 перевернуло вверх шасси, и он врезался в землю.

При полностью раскрытой картине трагедии остается таинственным один вопрос: кто же был тот посторонний в кабине, и мог ли он принудить пилотов сажать самолет в тех рискованных условиях. На то, что это было именно так, косвенно указывает признание польского представителя — психологи изучают, находился ли пилот в стрессовом состоянии.

Эдмунд Клих, уполномоченный представитель Республики Польша: «Командир корабля всегда должен оценить риск, связанный с заходом на посадку при минимальных условиях видимости. Конечно, экипаж давал себе отчет, как важно для господина президента участие в катынских мероприятиях — выбор резервного аэропорта привел бы к опозданию. Но, принимая во внимание обстоятельства, своевременное начало торжеств не соразмерно с тем, что случилось».

Проделанная экспертами работа признана беспрецедентной. Материалы дела составляют сотни страниц. Причем у польской стороны нет значительных претензий к расследованию. А специалисты МАК, отвечая на вопрос НТВ, сказали, что даже рассматривают возможность передачи в Польшу копии черных ящиков.

Татьяна Адонина, председатель Межгосударственного авиационного комитета: «Если будет решение председателя Правительства Российской Федерации, Межгосударственный авиационный комитет готов провести все процедуры по передаче, я подчеркиваю, копий аварийных самописцев. И в присутствии представителей Прокуратуры как Польши, так и России должна быть проверена аутентичность этих записей и выполнены соответствующие процедуры. Как я понимаю, это может произойти в самое ближайшее время».

Тем не менее расследование еще не закончено. Польская сторона до сих пор не предоставила российским специалистам мобильные телефоны пассажиров и информацию о звонках с них. Известно, что на самолете была установлена специальная система, позволяющая пользоваться мобильной связью на большой высоте, и пассажиры посылали со своих мобильных СМС.

Кроме того, установлено, что польский президент звонил по спутниковому телефону с борта самолета. Но повлияло ли это на работу приборов, пока не установлено.

Читайте также