Как восстановить отношения Украины и России?

18.05.2010, 16:01

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео программы «Сегодня»

России и Украине необходимо расчистить «завалы прошлых лет» — так сегодня Дмитрий Медведев обозначил масштаб проблем, накопившихся между Москвой и Киевом.

России и Украине необходимо расчистить «завалы прошлых лет» — так сегодня Дмитрий Медведев обозначил масштаб проблем, накопившихся между Москвой и Киевом. В украинской столице президент находится с двухдневным официальным визитом и этот день провел, в основном отвечая на вопросы.

Около часа назад закончилась его встреча с представителями бизнеса, а до этого Дмитрий Медведев (вспомнив преподавательское прошлое) выступал с кафедры Киевского госуниверситета. О том, что читает и что считает важным в политике, его спрашивали студенты.

Ответы слушал и специальный корреспондент НТВ в Киеве Роман Соболь.

Киевский национальный университет — заведение, знакомое Дмитрию Медведеву. Он вспомнил, что уже был здесь 20 лет назад молодым преподавателем права на конференции. Вспомнил, как запросто отмечали итоги конференции в местном парткоме, но сейчас многое изменилось.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Это мой первый официальный визит, не буду скрывать, долгожданный, который мне давно хотелось реализовать, но условия для него сложились относительно недавно, и условия эти тоже понятны».

Президент сразу предложил студенческой аудитории перейти к вопросам и ответам. И первый же вопрос о последствиях похолодания в наших отношениях: что мы потеряли за последние пять лет?

Дмитрий Медведев: «Знаете, что было утрачено? Да почти все! Все, что было нажито непосильным трудом. Прежде всего, утрачена была динамика. В нынешнем мире что главное? Фактор времени. А у нас за последние пять лет, к сожалению, ничего не происходило».

Мы близкие страны и должны развиваться синхронно. Медведев накануне обсуждал с Януковичем план экономического сотрудничества на ближайшие десять лет — это условие скорейшего выхода из кризиса. Совместных проектов хватает. Есть легко реализуемые, а есть сложные, спорные, например, слияние «Газпрома» и «Укрнафтогаза».

Дмитрий Медведев: «У России нет никакого желания навязывать Украине какие-то схемы. У нас есть своя компания и очень крупная, крупнейшая в мире — это „Газпром“. Она находится в постоянном контакте с „Нафтогазом“ Украины, и сейчас мы обсуждаем вопрос о том, чтобы поработать над какими-то совместными проектами. Какие это будут проекты, это еще подлежит согласованию. На каких принципах мы будем договариваться, это также подлежит согласованию.

Но мне кажется, что это делать нужно, потому что, еще раз повторю, мир меняется, происходит диверсификация источников топлива, цены на топливо меняются, и мы заинтересованы в том, чтобы и новые маршруты возникали, и чтобы мы получали гарантии, в частности, гарантии транзита».

На Украине сейчас бурно обсуждают продление аренды Черноморскому флоту. Президента Медведева спрашивали: интересы России понятны, а что получит Украина? Ответ: во-первых, очень большую арендную плату. Во-вторых, флот сохраняет баланс сил в регионе, а баланс нужен. Когда его не было, случилась война в Югославии, и мелких конфликтов хватало.

Дмитрий Медведев: «Что опасно всегда, когда статус-кво ломается? В конце 80-х — начале 90-х годов, когда исчез Варшавский договор, но осталось НАТО, статус-кво был нарушен. Я сейчас даже не говорю, хорошо это или плохо, но он был нарушен. Это привело к тектоническим изменениям на политической карте Европы и просто в целом отразилось на жизни многих людей. Если говорить прямо, многие вооруженные конфликты на территории Европы начались именно из-за этого».

А где же гарантия, что Россия не будет использовать крымскую базу для экспансии в другие страны?

Дмитрий Медведев: «Давайте уж тогда прямо говорить: не будет ли Россия использовать свой Черноморский флот для того, чтобы нападать на сопредельные государства? Не будет. Мы — мирная страна. А гарантии… Как известно, еще Остап Бендер говорил: „Настоящую гарантию может дать только страховой полис“».

Слушатели оказались подкованными в политических вопросах — сплошь студенты-юристы и международники. Вопрос глобальный: как можно победить терроризм?

Дмитрий Медведев: «Любой террористический акт, где бы он ни произошел, подвергается безусловному осуждению. Не так, как, к сожалению, это было, например, в отношении России некоторое время назад и как иногда это случается и в ряде ситуаций, когда то, что у нас происходит, характеризуется совершенно в других терминах, а всякого рода уроды, которые совершают теракты, называются партизанами и так далее. Они людей мирных убивают ради своих целей.

Поэтому безусловная жесткая позиция международного сообщества и плюс усилия каждого государства по своим проблемам. У нас, к сожалению, в России, этих проблем много, особенно на Кавказе».

Были и личные вопросы — о любимых книгах, например. Президент ответил: «Чаще приходится читать скучные деловые бумаги, в лучшем случае шифровки спецслужб». А для души Медведев иногда перечитывает классику, правда, книги скачивает в Интернете на новый гаджет от известной американской фирмы — удобно.

И вообще — чиновников, не знающих компьютерные технологии, надо увольнять за безграмотность, считает Дмитрий Медведев. Еще говорили о судебной реформе, о НАТО и ОДКБ. Было заметно, что президент, как бывший преподаватель, умеет общаться со студентами — он держит аудиторию.

Увы, распорядок дня жесткий — надо ехать на встречу с бизнесменами. И для России, и для Украины сейчас на первом месте экономика, экономика и еще раз экономика. Хотя наши связи и оттаяли, утеряно многое, и Россия как бизнес-партнер для Украины лишь на четвертом месте после Кипра, Голландии и Германии.

Дмитрий Медведев: «Что сделать нужно для того, чтобы они стали больше? Расчистить завалы прошлого. Я сегодня Виктору Фёдоровичу уже об этом говорил. Сказал, что и мы готовы этим заниматься, потому что претензии всегда носят взаимный характер. Но если говорить предельно откровенно, все-таки и с учетом масштаба наших инвестиций, и с учетом того, что сегодня осторожно называется политической нестабильностью на Украине, очевидно, что всякого рода риски, претензии, связанные с этим периодом, достаточно значительны.

Я, кстати, договорился с президентом Украины о том, что подготовлю специальный меморандум на эту тему. Я думаю, что и украинские партнеры могут сделать то же самое по отношению к тем вопросам, которые есть по российскому рынку».

Стратегический шаг: настоящие партнеры должны говорить начистоту. Если не будет взаимных претензий и подозрений, многие проблемы отпадут сами собой.

Читайте также